В один из морозных дней декабря 2005 года в присутствии многочисленных гостей, среди которых был и мэр города, представители других конфессий, представленных в окружном центре Югры, наш бывший губернатор Александр Филипенко заложил камень под строительство соборной мечети в Ханты-Мансийске. Несмотря на мороз под 30 градусов, сильный пронизывающий ветер, несколько сот человек с волнением наблюдали эту процедуру. Автор этих строк фиксировал действо на фотопленку… Не стоит говорить о том, насколько был важен этот момент для многочисленных мусульман, живущих в Ханты-Мансийске.
На территории России не нашлось учреждения, института, группы для выполнения проектно-сметной документации. Задачу составления проекта взяли на себя турецкие представители из фирмы «Контек», профинансировав из своих собственных средств более 60% стоимости проекта. Сегодня проект на стадии экспертизы.
Спустя пять лет.
Я был среди участников и приглашенных, когда открывали мечеть в Сургуте. Находясь среди людей, слышал от многих слова благодарности в адрес господ Богданова, Сидорова, Алекперова и некоторых других. Без их помощи и сордействия невозможно было в течение 3-4 лет возвести такой объект. Своей реальной помощью они сделали больше, чем тысячи других, декларирующих и декларировавших свою лояльность, толерантность к соседу, исповедующему другую веру. Они работали на перспективу. Прожив более 35 лет в окружном центре, я все же знаком с механизмом «торможения» строительства мечети. И не понаслышке. Идея строительства мечети в окружном центре для мусульман возникла еще в начале 90-х годо ушедшего века. При добром согласии и искреннем желании помочь некоторых действующих лиц, ушедших в историю, мечеть можно было возвести, тем самым потушив огонь противоречий, тлеющих в обществе. Время неумолимо. Со временем меняются не только действующие лица. Меняются философия, мировоззрение, взгляды, убеждения, установки. Мы не скрываем, что при сегодняшнем руководстве администрации города легче стало решать загнанные в угол проблемы. Не секрет, что некоторые руководители, чиновники, находящиеся во властных структурах, рассматривают мечеть, как некий источник будущих споров и проблем. Прежде всего, как источник распространения идеологии противоречащей законодательству РФ. Мечеть рассматривается и под углом событий в Чечне, Ингушетии, Дагестане.
В отличие от некоторых наших гостей, приехавших к нам из-за «бугра», нам дороги мир, согласие и покой в нашем доме. Более пяти веков мы живем по соседству с православными, иудеями, католиками, буддистами. Переплелись наши корни. Ислам – это мир, согласие, доброта, терпение. Мы, чьи корни уходят на несколько столетий в глубину истории на этой земле, не согласимся нарушить этот мир. Манипулирование исламом в нашем сознании также не найдет поддержку.
Сегодня никто не оспорит тот факт, что в общеобразовательных школах нет единого подхода к преподаванию общественных дисциплин – истории, литературы. Структуры, ведомства, отвечающие за образование в государстве, больше смотрят в «рот» первым лицам, стоящим у руля государства.
Мечети столетиями, вкупе с медресе, служили центрами образования, культуры, сохранений традиций, присущих нашему народу. По большему счету, как храму у православных, костелы у католиков, мечети были центрами единения и сплочения людей в моменты, когда надвигалась беда, когда решалась судьба государства.
В Башкирии, Татарстане мечети стали хорошими помощниками в воспитании молодежи. Наркомания среди молодежи, потребление алкоголя населением, стали факторами угрозы национального масштаба. Ислам, как Вера, резко отрицательно относится к этим порокам в обществе. Не приемлет. Однако будем смотреть правде в глаза. Время сделало свое дело. Даже среди мусульман эти ограничения утратили свою силу. В Татарстане и в некоторых других регионах России в мечетях, медресе и университетах за основу воспитания взяты установки Корана, трансформированные в специальные дисциплины. В Тюменской области мечети стали центрами, где стараются помочь татарскому населению сохранить свою культуру, язык, литературу и письменность, восстановить обычаи, утраченные в годы воинствующего атеизма. Помощь областной администрации в восстановлении основ культуры ощутимы и наглядны.
На протяжении долгого времени в уголке временной мечети, размером 1,5 на 2 м. в Ханты-Мансийске работает кружок, где преподается татарская литература, основы ислама и арабский язык. На общественных началах. Роль мечетей в жизни мусульман не отводится сегодня просто, как месту совершения обряда, ритуалов, молитв. Они глубже и шире, чем стараются преподнести некоторые чиновники. Хорошо, что жизнь – движение.
Сколько населения, приверженцев, последователей ислама сегодня проживает в окружном центре Югры? Даже без официальной статистики ясно – достаточном много. Еще в начале 90- годов говорили о 20 процентах. Татары, и не только, рождались, вырастали дети, не знающие своего родного языка, литературы, письменности. Не одно поколение… Горько.
Со строительством и вводом в строй соборной мечети мы связываем планы по сохранению как своих обычаев, традиций, возможно, и качественного преподавания татарского языка. Однако нам вместе предстоит разбирать «завалы», созданные искусственно в строительстве мечети. Как в клубке проблем переплелись причины как объективные, так иные, надуманные, чиновничье-бюрократическим братством. До сих пор окончательно не решен вопрос о передаче участка в ее отведенных границах. Наряду с вопросом финансирования, вопрос о границе участка самый острый и болезненный… Без вмешательства и помощи администрации города, округа нам их не решить.
Татарская община, мусульмане города в целом, надеются, что новая администрация города и округа не останутся в стороне, они примут участие и окажут действенную помощь в разрешении назревших и перезревших проблем. Мы надеемся, что мечеть будет построена при жизни нашего поколения. Игнорирование чувств верующих, традиций, обычаев, культуры и веры, дошедших из глубин веков – дорога в тупик.
С глубоким чувством уважения отзываются живущие на Ямале о деятельности человека, ставшей губернатором Югры: «Она всегда была на острие проблем, входящих в круг ее обязанностей и ответственности». Лаконичнее не скажешь…
МуслимИНФО » Аналитика » Игнорирование верующих - дорога в тупик
Игнорирование верующих - дорога в тупик
Все статьи из этого номера
Комментарии (0)