X
Логин:

Пароль:
забыли?
Запомнить меня

Войти

МуслимИНФО » Аналитика » Определение веры и куфра

Определение веры и куфра

Определение веры и куфра

Слово «иман» в арабском языке означает «подтверждение». Буквальное значение слова «куфр» – покрытие, поэтому на пахаря, сажающего пшеницу в землю, арабы говорят «кафир». Но в терминологии исламской догматики слово «иман» имеет другое значение.  Иман – это вера в единство Бога, ангелов, писания, посланников, Судный День и предопределение.

Настоящим вместилищем имана является сердце, так как Всевышний в Коране говорит: «…У этиx нaпиcaл [Aллax] в иx cepдцa вepy…» [«Аль-Муджадила» - 58:22] и о бедуинах, которые покорились перед могуществом Ислама, но сердца, которых были пусты и лишены веры, говорит: «Cкaзaли бeдyины: «Mы yвepoвaли!» Cкaжи: «Bы не yвepoвaли, нo гoвopитe: «Mы пoкopилиcь», ибo eщe нe вoшлa вepa в вaши cepдцa…»[«Аль-Худжурат» - 49:14]
Конечно, вера человека определяется тем, что он скажет о своей вере или другим образом проявит ее или, по крайней мере, не будет отрицать свою веру, в противном случае, он не будет считаться верующим, так как Аллах говорит: «И oтpицaли иx (т.е. айаты), xoтя дyши иx yбeдилиcь …»[«Ан-Намль» - 27:14]
После подобного разъяснения проясняется и определение куфра. Если человек отвергает единство Всевышнего или Судный День, или же пророческую миссию Пророка Мухаммада (мир ему), то, несомненно, он будет считаться неверующим. Также, неверующим будет считаться и тот, кто не принимает одно из несомненных положений религии Ислам, отрицание которого явным образом станет причиной отрицания пророческой миссии Посланника Аллаха, сас.
Несмотря на то, что вера – это убежденность сердца, не нужно полагать, что для спасения достаточно только внутренней веры. Человек должен на деле проявить свою веру и руководствоваться ее практическими обязательствами. Поэтому, во многих айатах и хадисах говорится, что настоящий верующий это тот, кто уверовал и обязался исполнять все то, чего требует вера и все Божественные обязанности. Всевышний в суре «Аль-‘Аср» – 103:3 сказал, что все люди понесут убыток, кроме одной группы:
«Кpoмe тex, кoтopыe yвepoвaли, и твopили дoбpыe дeлa, и зaпoвeдaли мeждy coбoй иcтинy, и зaпoвeдaли мeждy coбoй тepпeниe!»
Некто спросил у имама Али (ра): «Неужели каждый, кто засвидетельствует, что нет божества, кроме Аллаха и Мухаммад Его раб и Посланник будет считаться верующим человеком?» Имам Али ответил: «А куда делись Божественные обязанности?».
Повелитель правоверных Имам Али, ра, сказал: «Если бы вера заключалась только в словах, то тогда не были бы ниспосланы [предписания по поводу] поста, молитвы, разрешенного и запрещенного».
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что у веры есть степени, что у каждой степени свои особенности. Вера сердцем с добавлением проявления или, по меньшей мере, не отрицание ее, это наименьшая степень веры, которая приносит лишь одну религиозную и мирскую пользу, в то время как другая степень веры, спасающая человека в этом мире и в Ином, заключается в обязательстве исполнения религиозных предписаний.
Благородный Посланник сказал: «Вера – это познание сердцем, признание языком и соблюдение [предписаний] частями тела».  В некоторых хадисах, вместе со свидетельством, приводятся такие дела, как совершение молитвы, выплата закята, соблюдение поста в месяц рамадан и совершение хаджа. Подобные хадисы указывают на то, что посредством этих дел можно отличить мусульманина от немусульманина, или же на то, что два свидетельства: «нет божества, кроме Аллаха» и «Мухаммад Его раб и Посланник» только в том случае будут спасительными, если они будут сопровождаться действиями и соблюдением предписаний, самыми важными из которых являются совершение молитвы, выплата закята, пост в месяц рамадан и хадж.
Взяв во внимание сказанное выше, ни одна из мусульманских групп не должна обвинять в неверии другую группу из-за того, что она отличается от нее в некоторых второстепенных вопросах, ибо критерием неверия является отрицание одного из основных принципов религии или отрицание того, что имеет прямое отношение к этим принципам (вере в единство Бога, ангелов, писания, посланников, Судный День и предопределение).
Поэтому будет достойнее всего, если мусульмане будут сохранять свое исламское братство, а не настаивать на разногласиях (которые приводят к раздорам, а иногда и к обвинениям в неверии), не имеющих отношения к основным принципам религии. В разногласиях, касающихся религиозных доктрин, следует ограничиться научно-исследовательским диалогом друг с другом, избегая при этом слепого фанатизма и необоснованных обвинений.
Недозволенность обвинения мусульманина в куфре.
Исходя из того, что все мусульмане мира имеют единое мнение относительно основных принципов религии, то не следует обвинять друг друга в неверии из-за расхождения в некоторых второстепенных принципах Ислама, потому что многие из принципов, являющихся объектом разногласий, по сути, частичные вопросы догматической теологии, которые позже начали обсуждаться среди мусульман, и каждый из исламских толков имеет свои аргументы и доказательства по этим вопросам. Поэтому, разногласие в этих вопросах не должно стать причиной обвинения друг друга в неверии и нечестии и нарушения исламского единства. Лучшим методом для устранения разногласий является научные дебаты, далекие от фанатизма и предрассудков.
Всевышний в Священном Коране говорит:
«O вы, кoтopыe yвepoвaли! Koгдa oтпpaвляeтecь пo пyти Aллaxa, тo paзличaйтe и нe гoвopитe тoмy, ктo пpeдлoжит вaм миp: «Tы нe вepyющий»…»[ Сура «Ан-Ниса» – 4:94]
Посланник Аллаха, сас, разъясняя основы Ислама, отметил, что мусульманин не имеет права обвинять в неверии или в язычестве другого мусульманина только за то, что он совершил какой-то грех: «Не считайте их неверующими из греха и не свидетельствуйте против них в придаче сотоварищей».

Автор: Имам Амир Балдин


Все статьи из этого номера

Комментарии (0)

    Оставить комментарий