Руслан Садрутдинов – личность в Тюмени известная. Он не только возглавляет общину второй крупной мечети областного центра, что в поселке Матмасы, но и является смотрителем городских мусульманских кладбищ и, кстати, единственным практикующим мусульманином среди сотрудников МУП «Ахират», которое курирует погосты. Интервью с Русланом-хаджи мы начали с вопроса, как мусульмане поселка пришли к идее строительства двухэтажной мечети в Матмасах.
Биссмилах ир-Рахмн ир-Рахим! Десять лет назад состоялось открытие первой деревянной мечети в Матмасах. Имамом у нас сначала работал брат Али, приехавший из Киргизии, после него Максуд. Через год-два народ уже не вмещался в мечеть, тогда мы и решили построить рядом просторную двухэтажную мечеть размером 9х19. Еще на стадии фундамента некоторые пессимисты говорили, что ничего у вас не выйдет, но, Субхан Аллах, Всевышний воздает по намерениям. Один брат привез блоки, другой – плиты перекрытия. Дело пошло. В прошлом году мечеть заработала, точнее, мужской зал. В этом году областной комитет по делам национальностей выделил нам финансовую помощь, на которую планируем построить кирпичный забор, благоустроить территорию, полностью подготовить женский зал на втором этаже.
- Что будет с первой мечетью?
- Окончательного решения по ней не принято. Возможно, оборудуем там учебное помещение, или же отдадим в деревню, где нет мечети. Главное, чтобы эти стены служили на благо ислама. Так нам наши аксакалы говорят, которых мы уважаем и чтим. Еще полвека назад наши деды могли только мечтать о мечети. Хвала Аллаху, может быть, благодаря их дуа, мир изменился.
- В царское время в Матмасах была мечеть?
- Был молельный дом. На этой же улице, где мечеть, примерно через два дома.
- С чем связано народное название Матмас – Кугалы?
- Кугалы переводится как «изгнанные». Возможно, речь идет о переселенцах из Поволжья, ушедших в Сибирь в связи с насаждением христианства. В конце 19 века, когда сюда пришли казанские татары, Матмасы уже были. Одна группа переселенцев еще до столыпинской реформы основала аул Булгар в Нижнетавдинском районе, там жил мой дед. И когда он приехал в Матмасы в 1990 году, сегодняшнее кладбище только огородили.
- Раз уж перешли к кладбищам, сразу возникает несколько вопросов. Во-первых, как стал смотрителем в столь молодые годы?
- Меня избрали в 2003 году на совете старейшин. Тогда мне было 25 лет, и я уже читал пятикратный намаз. Мое детство прошло в доме рядом с кладбищем, много раз в юности ходил помогать прежнему смотрителю. Аксакалы это видели, поэтому и предложили, и, честно говоря, я сначала испугался. Но старики успокоили: давай, не бойся, мы поддержим тебя…
- Сторож на кладбище возле д. Лесничество утверждает, что глубокой ночью зимой слышал у могил детский смех. Тебе ничего невероятного не попадалось?
- Абсолютно ничего, разве что только во сне. Однажды приснились давно умершие пожилые супруги. Они просили меня убрать сверху плиту. Через неделю приезжает их дочь с большим надгробным памятником. Сколько я не уговаривал ее, переубедить не получилось. Она поставила памятник. Я вижу в этом какую-то взаимосвязь. Может быть, Свыше мне пришло предупреждение, чтобы я хотя бы попытался увещевать эту женщину.
Хазратам нашим следовало бы делать больше наставлений, чтобы люди готовили себя к переходу в иной мир. Никто из нас не вечен. Я помню, когда еще ходил в 1 класс, дед собрал всех нас и завешал, как похоронить его. Сегодня люди живут, не задумываясь о будущем, которое неизбежно.
- В Тюмени много межконфессиональных браков. Возникают ли проблемы с погребением в подобных случаях?
- Такие браки - большая проблема. Родственники стараются привнести порядки, принятые на христианском кладбище. Пьют, оставляют рюмки. Заливают могилу сверху армированным бетоном, а потом приходят со слезами, рассказывают, что мать приходит во сне, ей тяжело. Это реальный случай. Я не давал бетонировать, но они приехали ночью с готовым бетоном и арматурой, и залили поверхность.
Стараюсь поговорить с каждым индивидуально, объясняю правила на мусульманском кладбище, многие прислушиваются, но не все.
Еще один случай. Супруги в возрасте, он татарин, она – русская, погибли в автокатастрофе. Очень любили друг друга при жизни и говорили, чтобы их похоронили вместе. После гибели встал вопрос о захоронении, и среди родственников разгорелся спор, который перерос в конфликт. В итоге родня мужа уступила, супругов похоронили в гробах на христианском кладбище, но после похорон вражда вспыхнула с новой силой, сваты стали заклятыми врагами.
Все подобные вещи надо заранее обговорить. Для того и есть у нас мечети, есть требование шариата выходить замуж только за мусульман, будь он хоть кто по национальности.
Были случаи, когда русские женщины, у которых мужья были мусульманами, приходили и спрашивали, как принять ислам, чтобы быть похороненным рядом с мужем. Естественно, я им объяснял, что ислам принимают не для того, чтобы тебя похоронили на мусульманском кладбище, надо сначала поверить в единство Всевышнего. Начинаешь логически объяснять, женщины соглашаются, принимают ислам.
- Многие этнические мусульмане по незнанию ставят на могилах фотографии. Были ли случаи, когда эти портреты снимались ими же?
- Так было и не раз. Бывало, что снимали полностью саму плиту и ставили новую. Установкой фотографий грешат наши тюрки-мусульмане – татары, казахи, башкиры. Кавказцы в этом плане более воспитаны, у них правила привиты с детства.
Увеличилось число суицидов среди молодежи. Причем уходят дети совершенно из благополучных семей, не находя смысл в жизни. В Тюмени не хватает просветительской работы среди мусульман, многие молодые люди не могут найти себя, цель жизни.
- На форуме в Казани муфтий Татарстана сказал, что мусульмане, вместо того, чтобы призывать к исламу, заняты разборками, в результате молодежь, видя сыр-бор между ними, уходят в другие религии. Как, на твой взгляд, преодолеть разногласия?
- Безусловно, эти споры забирают слишком много сил. Разделившись во мнениях, мусульмане враждуют между собой. А ведь Всевышний сказал: «Держитесь за вервь Аллаха и не разделяйтесь». Никто не виноват в положении мусульман, кроме них самих. Пророк, мир ему, говорил: если хотите поменять общество, то начните с себя. Надо всем делать конкретные шаги навстречу. Примирить брата мусульманина с другим братом. Научиться прощать, оставить спор, если даже считаешь себя правым. Если мы будем продолжать тянуть, как рак, щука и лебедь, в разные стороны, то молодежь будет уходить к другим.
- Как ты пришел в ислам?
- В свое время я помогал отцу в строительстве деревянной мечети, не предполагая, что буду в ней читать намаз. Религия казалось мне чем-то далеким. Я на стройке еще пошутил, что вот построим, и мулла будет в ней петь. Отец тогда мне сказал, зря ты смеешься, может быть сам станешь тем муллой. Через год после открытия Аллах отправил нам имамом Али, который призвал меня в ислам. В месяц Рамазан 2003 года я начал окончательно читать пятикратный намаз.
МуслимИНФО » Умма » Люди живут, не задумываясь о неизбежном будущем
Люди живут, не задумываясь о неизбежном будущем
Все статьи из этого номера
Комментарии (0)