Трудные испытания выпали на долю этого человека в жизни, но всегда, преодолевая удары судьбы, он находил в себе внутренние силы, чтобы не сломаться, выстоять и далее идти по жизни, оставляя добрые следы на своем пути.
Ему было всего 3 года от роду, когда не стало мамы. Она умерла при родах второго ребенка. Тщательно малышом он звал ее, не понимая происходящего, искал ее теплых рук и не находил. Через 40 дней умер и новорожденный ребенок. Вскоре в армию призвали отца. 4-летний Тимергали остался на руках бабушки и дедушки. В сороковом отец вернулся домой, но недолго сын наслаждался нахождением рядом родного человека. Началась война. Отец его Абзалутдин вместе с братом Зайнутдином ушли на фронт в самом ее начале, в сорок первом.
В феврале 1942 года Тимергали стал круглым сиротой. Отец пал в боях за Москву. Погиб и дядя Зейнулла.
23 февраля того года 8-летним мальчишкой Тимергали участвовал в спектакле в честь праздника, играл сына коммуниста. На сцене двое других мальчишек, игравшие роль бандитов, «били» его, приговаривая: «Где твой отец-коммунист, говори, где он!». И Тимергали вдруг заплакал, вспомнив отца, и тут вместе с ним заплакал весь зал.
Еще одна история из детства навсегда врезалась в память. На первое мая учительница Сания Хафизовна доверила Тимергали нести красное знамя СССР. Он шел во главе колонны, переполненный гордости, крепко держа в руках древко знамени.
И уже тем летом Тимергали пошел работать в т.н. ночное, вместе с мальчишками постарше ночевал в землянке, поскольку не всегда можно из-за разлива озера Андреевского попасть домой.
В 14 лет подростка взяли в бригаду рыбаков в колхоз «Красный рыбак», действовавший в Андреевском.
- Лодка была длиной 12 метров, невод – 300 метров. Мы тянули его вчетвером, рыбы было много, сил у меня не хватало тянуть сети, а зимой долбили лунки по 1 метру толщиной, через каждые 6 метров, - вспоминает пенсионер.
В 1953 г. в 19 лет Тимергали вступил в комсомол. Собрав молодежь, обратился к правлению колхоза с просьбой строительства клуба.
- Колхоз купил лес, и мы его возили на санях, таскали на лошадях, тракторов и машин еще не было, - рассказывает аксакал. – Работали бесплатно, народ тогда дружный был, молодежь очень хотела клуб, запрягали быков, иногда и коров, чтобы возить лес. Открыли мы клуб осенью 54-го, и меня назначили завклубом.
В 1956-м по инициативе Тимергали селяне огородили кладбище, через который повадился ходить скот. С каждого дома собирали по 8 рублей на покупку жердей.
В 1958-м колхоз направил Гайнутдинова учиться на электромонтера.
- Облэнерго тогда находилось на Ленина 22, в церкви, - вспоминает пенсионер.
В 59-м в Юртах начали проводить свет, и Тимергали стал первым электриком в селе, как прежде был первым парнем.
В прежние годы народ был крепче, говорит пенсионер, работали по две смены в поле и животноводстве, ради будущего детей. Когда строили Боровской птицефабрику, работал в две смены, таскал бетон, заливал пол птицефабрики до полуночи, вспоминает Тимергали абый, потом пешком шел домой, чтобы с утра опять за бетон. Успел будущий имам поработать и на нефтегазовый комплекс при РЭБ-флота.
В 1960 г. стал депутатом сельсовета, который в ту пору находился в Мальково. Позже добился создания в Андреевском своего сельсовета и стал первым ее председателем, и в этой должности выделял участок для строительства мечети, общину которой впоследствии возглавил.
Около 12 лет Тимергали абый был народным заседателем в районном суде
В 1974 году, кстати, еще раз пришлось ограждать кладбище, поскольку рыбаки из города растащили жерди на дрова. На этот раз забор сделали железным. С Гульсум апа вырастили троих детей – Альфинур, Альфию, Альберта.
Страшный удар судьбы пришлось пережить Тимергали Гайнутдинову в 1990-м. В автокатастрофе погибли сын Альберт и дочь Альфия. Они ехали знакомиться с семьей будущих сватов. Вместе свадеб убитые горем родители справляли похороны детей. Супруга так и не оправилась от горя. Похоронив ее, Темиргали слег в больницу, потерял всякий интерес к миру. Утешение будущий имам нашел в религии, читая молитвы по жене и детям.
Мечеть под руководством имама Тимергали-хаджи одна из немногих на юге области, работающая не только в пятничные дни. 78-летний имам служит исламу и своему народу, в прямом смысле слова, не покладая рук. Объявления о предстоящих мероприятиях в мечети он выводит аккуратно фломастером на бумаге и расклеивает их. Цым-байрам, Кук-курбан и другие обряды, доставшиеся от предков, ежегодно проводит он, собирая на них сотни земляков. Во всех мероприятиях муфтията участвует аксакал. Периодически показывает приезжающим ученым астану шейха на острове Андреевского озера.
- Я - государственный человек, - говорит он о себе. - Желаю в молитвах всем здоровья, нашим руководителям, нашему народу, главное, чтобы на земле всегда был мир.
МуслимИНФО » Умма » Имам, государственный человек
Имам, государственный человек
Все статьи из этого номера
Комментарии (0)