X
Логин:

Пароль:
забыли?
Запомнить меня

Войти

МуслимИНФО » Страницы истории » Йомышлы, служилые татары Сибири

Йомышлы, служилые татары Сибири

Йомышлы, служилые татары Сибири

После падения Сибирского ханства в конце XVI века, основная часть оставшейся в живых татарской феодальной верхушки, переходит на службу новому правительству в качестве служилого сословия - «йомышлы»

Семен Ремезов в «Истории Сибирской» сообщает, что в 1598 г. «в поход за царем Кучумом» была направлена рать. В результате боя было захвачено много пленных, в том числе 3 сына, 2 дочери и 6 жен «кучумовых» и «з достальным имением и со скотом возвратишася здравии». Плененные «кучумовичи» были отправлены в Москву. После поражения хан Кучум бежал к верховьям Иртыша и по пути «похитил у калмыков коней многое число». Однако калмыки настигли обидчика, и «многих кучумлян побиша и коней, свои стада отняша». С небольшим числом своих сторонников Кучум направился в Ногайскую землю, где сам он был убит, а его люди «приидоша ко граду Тобольску и приложася ясак платити, овии же крестишася во христианство и поверстаны в службу в новокрещенский список, овии же мурзы и мурзичи, 300 человек поверстаны в службу и оклад им учинен по 15 рублей и по 7-ми. И поставиша русского голову, чиновника».

По всей видимости, именно эти 300 «мурз и мурзичей» и составили основу контингента служилых татар главного сибирского города - Тобольска. Численность ихпочти не менялась в течение всего XVII в. и оставалась в Тобольске, по данным С.В. Бахрушина, в пределах 250-255 человек

Сведения относительно пленения «лутших мурз» и приведения их к шерти в 1598 г. подтверждаются и в Наказе русскому послу Александру Федоровичу Жировому-Засекину, где сообщается, что «...государевы наши люди зашед Кучума царя на поле, побили на голову самого Кучума царя да брата его Илитеня царевича и детей его и племянников и с ним трех царевичей ми многих князей,

и мурз и всяких людей побили болши шти тысеч человек, а пяти царевичей Кучумовых детей Асманака царевича з братьею, десять цариц Кучюмовых и детей его жон да восмь царевых Кучюмовых дочерей, лутших мурз болши трехсот человек живых взяли и к государю нашему царю и великому князю Борису Федоровичу всея России самодержца привели, а улусы Кучумовы разорили...».

Таким образом, основа служилого татарского войска сложилась из представителей феодальной верхушки бывшего

Сибирского ханства. До присоединения Сибири они составляли военно-служилую элиту Сибирского ханства. Среди них С.В. Бахрушин называет князя Енбулата, служившего в Тобольске в 90-е годы XVI в., его сына князя Кутука и внука Аллагур-мурзу, мурзу Кайдаула Байсеитова, его сыновей Мамета, Читея и Аиткула Кайдауловых, тарского князца Тынмамета Берделей-мурзина, его сына Кучука Тынмаметова и внука Талайку Кучукова. Среди татарских мурз начала XVII в. известен тюменский служилый татарин «князь

По сведениям Г.Ф. Миллера, уже в 1595 г. служилые татары имелись в гарнизоне г. Тюмени. Так, он сообщает об уходе из Тюмени в 1595 г. 50 служилых татар с женами и детьми, которые направились в область, лежащую по верхнему течению Тобола, и захватили с собой еще 30 человек ясачных татар и тюменских служилых татар. В 1598 г., во время последнего похода на хана Кучума, тобольский воевода А. Воейков поручил отдельную операцию отряду, в который входили 40 казаков и 60 татар.

Аткачарко Ахманаев», тюменские «юртовские служивые татарове лучшие люди» Девей Иртышов, Буйдак Емачтаев, Тугока Келементеев, Моюмас Азехматов, Казад Енгильдеев, Устемир Канчюрин и др. Некоторые из попавших в русский плен сибирско-татарских феодалов были отправлены в Москву. Известно, что плененный царевич Маметкул в 1584 г. был отправлен в сопровождении отряда казаков под предводительством атамана Грозы. В Москве Маметкул был милостиво принят царем Федором и, поступив на русскую службу «полковым воеводою», принимал участие в 1590 г. в шведском походе, а также в

походах по усмирению татар.

В отличие от русского казачества, в подавляющей массе формировавшегося из низов сибирского общества и благодаря службе достигавших определенного социального статуса, изменения в социальном положении казаков-татар происходили в прямо противоположном направлении. Потомки служилых татар вели свои родословные от военно-феодальной верхушки Сибирского ханства. Многие из них были связаны происхождением со знатными родами тюрко-монгольского мира. «За многие привилегии» поступив на царскую службу

и «сохранив в определенной мере свои прежние права, они составили особый разряд так называемых «юртовских служилых татар», выделенных из основной массы ясачных людей». В лице татарской военно-служилой знати Московское государство получило профессионально подготовленный военный контингент, который играл исключительно важную роль в процессе дальнейшей колонизации Сибири. Татарская военная знать, как отмечал С.В. Бахрушин, «безболезненно перешла на царскую службу, переменив без резкого перерыва одного господина на другого».

Подобная же ситуация наблюдалась и в других покоренных Русским государством постзолотоордынских государствах - Астраханском, Казанском ханствах. Казанским феодалам после завоевания Казанского ханства, когда мощь татарской знати была сломлена, также пришлось всецело ориентироваться на политику московского правительства. Те феодалы, которые проявили лояльность по отношению к русскому правительству, были оставлены на своих местах. За это они должны были служить новой власти. Их стали называть мурзами и служилыми татарами. Служилые татары использовались в качестве толмачей, переводчиков, послов, писцов и т. д. Они участвовали в Ливонской войне, военных походах, охране границ Русского государства и пр. За службу они получали земли, денежное и хлебное жалованье. Служилые татары обладали некоторыми привилегиями в торгово-ремесленных занятиях. Общее же число татар в русской армии в XVII в., по данным С.Х. Алишева,

составляло около 10 %, а в 1651 г. их было 6,5 % или 9113 человек конных воинов.

По окладным книгам 1696 г. обнаруживаем, что самые большие оклады среди тобольских служилых татар были у голов служилых татар - Авазбакея Кульмаметева - 23 рубля, и его сына Сабанака Азбакеева - 16 рублей. Наибольшие оклады среди служилых татар - по 15 рублей - были у Кармышана Кочемаметева, Тахлыбая Копландина, Юзюпа Алышаева, Мамета (по другим источникам -Ишмамета) Семенеева и Мамет Мурата Азбакеева. По 14 рублей получали Акшац Мамеделеев, Кутлумамет Исенеев, Аничко Аиткулов, Урмашко Надыров. Русская администрация сохраняла иерархию среди «лучших людей» аборигенного населения на протяжении XVII в., поэтому в окладах служилых татар отражалась социальная значимость прежней ханской элиты. Кроме того, обычно на места умерших служилых с их окладом приверстывались их дети или братья. Исходя из этого, в указанных служилых татарах со старшими окладами можно видеть потомков высшей аристократии Сибирского ханства, в том числе, возможно, и карача-беков.

Как замечает П. Небольсин, в Сибири в сословие служилых людей татары верстались за особенные услуги, часто по их собственной просьбе, но преимущественно из тех, «от которых измены не почаяти».

Привлечение на свою сторону татарской военно-служилой знати для Московского государства имело огромное значение. Поэтому действия местной власти были направлены на то, чтобы выполнять установку центрального правительства: «.от Кучума царя людей лучших отговаривать, чтобы ехал к государю служить». Для этих целей привлекались и уже перешедшие на русскую службу тобольские татары. Была предусмотрена система поощрений и льгот: «а которые от царя приедут и тех жаловать, и сукна давать и хлебца. И которые князьки и Татарове государю служат и в город к воеводам приходяти ясаки платят, и про всякие вести про Кучума царя, и про его умышление и про Ногай, учнут приходя сказывать - и тех татар поить и кормить государевым запасом и береженье к ним и ласку держат великую и отпускати их к себе домой не задерживая».

Угроза отпадения Сибири от центра существовала в

течение всего XVII в. Эта угроза обязывала Российское правительство предпринимать меры по установлению прочных административных, политических и экономических связей с «дальней сибирской вотчиной». Тобольск с конца XVI в. являлся связующим звеном между новой государевой вотчиной и центром, объединял сибирские города под своим началом.

Исходя из этих установок, на первых порах государство всячески старалось поощрять служилых татар и оберегать их интересы, в том числе и от представителей местной власти. Когда в 1598 г. воевода Ефим Бутурлин «мимо государеву указу» наложил на юртовских татар ясак по 10 соболей с человека и «не в меру, но по большому окладу» наложил ясак на тобольских «кречатников», которые прежде «за ясак давали кречеты», а после обложения ясаком «государю изменили, побежали», то служилые татары обратились к царю с челобитной, в которой жаловались, что «у них вотчин никаких нет и соболями не промышляют» и прежде ясака с «них не имали». Царь освободил юртовских татар от ясака, а новым воеводам предписал произвести розыск об этих незаконных действиях Ефима Бутурлина и велел «за то на Ефима опалу свою государеву положить». Из Москвы поступает предписание воеводам «льготить и беречи...» юртовских татар, и чтобы «.они б жили в государевом жалованье безо всякого сумненья и юрты свои полнили». «Имянной указ» царей Ивана и Петра Алексеевичей от 21 января 1696 г. гласил: «будет

по розыску явится, что ясачные люди разбрелись в дальние страны и изменили от воеводских нападков и тех воевод, которые по совершенным уликам будут тому вины - за то самих казнить смертью же».

По всей видимости, именно дипломатическими расчетами и политической дальновидностью московской власти объясняется и то, что служилые татары на протяжении всего периода существования данного сословия оставались мусульманами. Активных насильственных мер по христианизации служилых татар в Сибири, в отличие от Казанского ханства, не предпринималось. И хотя одним из важнейших постулатов казачества являлось православие, и в казачьи команды обычно набирались лишь те инородцы, которые приняли христианскую веру, тем не менее, основная масса татар-казаков в Сибири осталась «магометанами». Татары же «новокрещены» служили в русских, либо «литовских» командах. Как правило, они выделялись в отдельный «список». По этому «списку» в 1633 г тобольских новокрещеных татар и новокрещеных казаков числилось 25 человек. «Новокрещены» на первых порах составляли особый разряд полуслужилых инородцев - т.н. «кормовые новокрещены», которые получали неопределенный денежный «корм» за разные служебные поручения, а не постоянное, годовое «жалованье», которое выдавалось «служилым татарам» (некрещеным) и другим служилым инородцам, составлявшим постоянные воинские части.

«Кормовые новокрещены» часто били челом о поверстании в русские войсковые части - в казаки и др. Обычно эти просьбы удовлетворялись, и новокрещеные татары очень быстро сливалась с русским казачеством.

В целом число новокрещеных татар было незначительным, так как, несмотря на все усилия рьяных сибирских православных просветителей Филофея Лещинского, Сильвестра Главацкого и их последователей, новая вера плохо приживалась у сибирских народов, и особенно у татар. В то время как князьки северных княжеств (Обдорского, Пелымского, Куноватского и пр.), хотя бы номинально принимают православие, ситуация с верхушкой бывшего Сибирского ханства остается иной. В их отношении Москва выбирает иную, более гибкую политику.

Таким образом, на первых порах для сибирской верхушки не происходит существенных изменений при смене сюзерена. С присоединением Сибирского ханства к России царское правительство в основном сохранило традиции военной службы, сложившиеся еще в период существования ханства. В конце XVI - начале XVII вв. они по-прежнему считаются «лучшими людьми», за ними сохраняются их «вотчинные угодьи», им даются различные привилегии. Кроме того, они, наряду с русскими служилыми людьми, за службу получают денежное, хлебное и соляное жалованье. Но в дальнейшем положение служилых татар постепенно меняется.

Автор: Зайтуна Тычинских


Все статьи из этого номера

Комментарии (1)

  1. Тагир Гиматдинов
    В настоящее время идет полное искожение казачества,утверждая,что казачество всегда служила опорой православия.Очень мало таких исторических документальных статей про казачество.Когда пытаюсь рассказать,что являюсь казаком мусульманином,то делают удивленный вид,утверждая,что казаков татар не было.Хотя Эрмэк татарское имя.
  2. Оставить комментарий