В здании мэрии Тюмени 23 октября прошел круглый стол на тему «Возможности мусульманской общественности по укреплению позитивного влияния ислама на сферу общественно-религиозных отношений в Тюменской области», организованный областным комитетом по делам национальностей.
Встреча проходила в малом зале заседания городской думы и собрала активистов трех духовных управлений мусульман, представителей научного сообщества. Работу круглого стола открыл начальник отдела по делам религии областного комитета по делам национальностей Александр Шевелев. Он зачитал поздравление главы региона Владимира Якушева по случаю Курбан-байрама, представил модераторами известного политолога, преподавателя ТюмГУ Игоря Боброва, и научного сотрудника ИПОС СО РАН Максима Черепанова.
Политолог Бобров проинформировал, что сегодня в области насчитывается более 80 мечетей, все духовные управления работают достаточно свободно, в регионе созданы условия для исповедания различных версий ислама, выделяются значительные средства из бюджета для ремонта мечетей, духовному управлению под руководством Г.Бикмуллина предоставлено офисное помещение в центре города. Ежегодно из бюджета выделяются средства для совершения хаджа, на проведение летних лагерей и семинары для имамов. В то же время, сказал И.Бобров, не все так радужно в исламской умме. Существуют разногласия между сторонниками традиционного ислама и салафитами, и это нормальный процесс, если конфликты разрешаются самими верующими в рамках богословских дискуссий.
Как известно, пока, что в умме не получается наладить нормальную богословскую полемику. По принципу, плетью обуха не перешибешь, стороны не торопятся вступать в дебаты, быть может помятую о том, что «спор – от шайтана».
Но, наверное, делом лукавого все-таки является тот спор, где стороны, даже чувствуя неправоту, отстаивают свою позицию. Нормальный богословский диспут был во все времена, мы просто разучились его вести в силу известных исторических событий.
После выступления И.Боброва на трибуну стали подниматься религиозные деятели. Поскольку в рамках данного газетного материала невозможно рассказать обо всем, что звучало в малом зале из уст имамов, приведем лишь некоторые важные моменты выступлений. Так, говоря о необходимости развития исламского образования, имам мечети ЦДУМ на ул. Мельникайте Динислам Сагитов, отметил, что отсутствие религиозных знаний доводит некоторых до абсурда. По его словам, «порой веру в Единого Создателя сводят к таким аж смешным спорам, у кого штаны короче, или какова должна быть длина бороды, и это только уводит начинающих практиковать религию молодых людей от настоящего ислама».
Вопрос бороды часто обсуждается в социальных сетях. Аргумент тех, кто «за» его отращивание: Пророк, мир ему, носил бороду, и мусульмане должны это делать. Этот довод был бы весомым, если бы ярые враги Пророка, мир ему, Абу Суфьян или Абу Джахль не носили бород. Но эти ребята, как показывает нам киноматограф, тоже имели густую растительность на лице.
С другой стороны сложно представить, что коммунисты во главе с Геннадием Зюгановым, например, обсуждали бы всерьез вопрос отращивания коммунистами бород, поскольку основатель учения коммунизма Карл Маркс носил бороду. Это же абсурд! Так почему мусульмане, обладатели всеобъемлющего учения, более мощного, чем марксизм, должны выдвигать во главу угла вопросы, которые даже не являются второстепенными. Ради Бога, кто желает, пусть носит бороду, но зачем превращать это чуть ли не в фарз-обязанность. То же самое со штанами.
Выступавший вторым муфтий Фатых Гарифуллин обратил внимание на проблему, связанную с попытками отдельных деятелей искоренить традиций, прочно вошедшие в течение веков в обиход жизни мусульман. Что плохого в поминальных хатымах, где, прослушав проповедь, даже самые закоренелые атеисты порой начинают интересоваться религией, где люди обращаются с дуа к Всевышнему, поля Бога о лучшей доле для ушедших родных. Что плохого в мавлидах, где люди говорят о Пророке, исламе, и ничего кроме одобряемых исламом действий они не совершают? Призывы отказаться от них, по словам Ф.Гарифуллина, только преумножат разногласия.
Оппоненты говорят, что Пророк, мир ему, не предписывал проводить поминальные дни и мавлиды, но ведь Пророк, мир ему, также не предписывал возводить полумесяцы на минаретах, не требовал носить четки и т.д.
Спор этот, похоже, будет длиться до Судного дня. Главное, чтобы не предпринималось попыток смещения с должности имамов, которые придерживаются иных взглядов. Это и чревато конфликтами.
Следующий оратор – имам Казаровской мечети, зам муфтия ДУМТО Руслан Абдулов - отметил, что круглый стол был созван комитетом по делам национальностей, чтобы призвать мусульман к диалогу, потому что к своему стыду у самих мусульман не хватает знаний и мудрости для того, чтобы собраться самостоятельно и обсудить разногласия. Причина разногласий, по словам Р.Абдулова, в невежестве и в незнании религии, и этому опять же есть свое объяснения: мы более 70 лет жили при атеизме, и это не прошло бесследно.
«Только сейчас стали появляться знающие люди, и если проводить аналогию со школьной программой, в религии мы все являемся первоклассниками», - сказал Абдулов.
По мнению старшего научного сотрудника Института гуманитарных исследований ТюмГУ Николая Пачежерцева, мусульманское учебное заведение, которое планируется открыть при исламском комплексе Ембаево, должно быть самостоятельным юридическим лицом, и не входить ни в одну из трех мусульманских структур области. Нужно, чтобы в нем обучались представители всех трех духовных управлений.
Образовательный вопрос в умме можно назвать краеугольным. Исламская общественность сегодня не так однородна, как сто лет назад. В области проживают не только ханафиты, но и тысячи шафиитов (из числа кавказцев), шииты (из числа азербайджанцев), последователи Кунта-хаджи, накшбандийцы, кадириты. Поэтому, взяв за основу традиционный ханафизм, разумным было бы давать в медресе (помимо шариатских наук) знания по истории и особенностям масхабов, по основным направлениям суфизма, деструктивным псевдоисламским сектам, даже более того, по всем мировым религиям, а также историю распространие ислама, взяв за основу программу Казанского РИУ .
Н.Пачежерцев обратил внимание на отсутствие молодежи на круглом столе, порекомендовал имамам пересмотреть работу с молодежью, которая предпочитает собираться кучками в домах и на квартирах.
Музеевед Насия Уразова коснулась отличий между ханафитами и псевдосалафитами, сказав, что последние устраивают теракты, поскольку их вероубеждение оправдывает убийство «неправильных» с их точки зрения мусульман.
Имам мечети Тобольска Ибрагим Сухов призвал собравшихся не делить мусульман на течения, потому что каждый, кто сказал шахаду, уже является мусульманином. Не надо спорить, чей масхаб лучше, а нужно идти к тем, кто далек от веры, призывать тех, кто сегодня ведет распутную жизнь, сказал имам Сухов.
Имам мечети Больших Акияр Амир Балдин рассказал о конфликте в Казарово, где мужчина, проучившийся около десяти лет в Саудовской Аравии, недостойно вел себя, угрожая молодой женщине. По словам А.Балдина, простого заучивания священных текстов на арабском языке недостаточно, если нет морально-нравственного содержания в программе обучения.
Кандидат исторических наук Ильяс Рафиков предложил внести в резолюцию круглого стола пункт о создании совета имамов области (подробней о предложении в интервью на 7 стр).
В тексте проекта резолюции были предложены перечень принципов выстраивания внутриконфессиональных взаимоотношений и ряд решений из тринадцати пунктов, перекликающихся с известной декларацией Московской международной богословской конференции «Исламская доктрина против радикализма».
Отметим, что круглые столы, где обсуждались положения Московской декларации, прошли и в ряде других регионов России, где действуют организаций в составе Совета муфтиев России.
Комментарии (0)