Предложение известного мусульманского общественного деятеля, кандидата исторических наук, председателя Казыятского управления мусульман Тюменской области ДУМАЧР Ильяса Рафикова о создании Совета имамов области вошло в резолюцию прошедшего в Тюмени 23 октября круглого стола «Возможности мусульманской общественности по укреплению позитивного влияния ислама на сферу общественно-религиозных отношений в Тюменской области». Мы попросили автора идеи рассказать, что даст новое объединение религиозных лидеров.
- Уважаемый Ильяс Киреевич! Чем вызвано Ваше предложение о создании Совета имамов, в чем его актуальность?
- На территории Тюменской области, как и в других регионах проживания мусульман Российской Федераций, издавна практиковался ханафитский масхаб суннизма с элементами суфизма - то, что сегодня мы называем «традиционным исламом», который позволял мирно сосуществовать в течение столетий рядом с православными, представителями других культур в многонациональной стране.
После долгих лет государственного атеизма, почти утратив свою богословскую школу, мусульмане Тюмени оказались открыты к любым веяниям, и без критического осмысления впитывали все, чему их учили приезжие проповедники, все, чему обучали нашу молодежь в Саудовской Аравии. В итоге в нашей области возникла угроза превалирования традиции, не учитывающей особенностей многоконфессионального общества. Произошел раскол, вызванный разным пониманием ислама. То же самое происходило в регионах СНГ в ареале проживания мусульман, потому что не только у нас в Сибири, но и на всем постсоветском пространстве была прервана духовная связь поколений.
В Средней Азии и на Кавказе требования «салафитами» политических преобразований привели к кровопролитию. В последние годы стало неспокойно в Башкирии и Татарстане.
В Тюменской области мы тоже переживаем период обострение разногласий. Так давайте будем решать проблему вместе, не загоняя ее внутрь. Для этого и необходимо создание областного мусульманского Совета, куда бы вошли имамы и активисты мусульманских организаций, вне зависимости от их принадлежности к ЦДУМ, ДУМАЧР или ДУМТО. Ислам один, все мы верим в одного Всевышнего Аллаха, поэтому давайте вместе будем искать пути сближения.
- В чем основная проблема разногласий?
- Основная проблема в том, что призывы не проводить поминки на 3,7, 40 дни, не отмечать мавлиды, не почитать астана, это лишь верхушка айсберга. Как писал Валиулла Якупов, мы бы относились к приверженцам «салафизма» абсолютно спокойно, если бы они не выдвигали требования своей исключительности (будто только они постигли истину) и «бракованности» остальных, и если бы они постоянно не ужесточали требования, доводя их до крайностей и абсурда.
Каждое новое поколение их учеников стремится к еще большему максимализму. Следующее поколение уже не довольствуется вопросами поминок, мавлида и астана. Для него харам любая музыка, все народные и государственные праздники – сабантуй, День победы и т.д. Деятельность таких вундеркиндов сводится к выискиванию «ошибок» других мусульман, к обвинениям в «неправильной акиде». Все это ведет к напряженности, конфликтам. Из следующего поколения появляется группа для которой грехом уже является все достижение мировой культуры, оно выдвигает еще более радикальные требования, отрицая законы светского государства, объявляя неверными родственников, не читающих намаз, «выводя» из ислама «неправильных мусульман», объявляя им такфир.
Таковы реалии. В разных мечетях учат по-разному, порой совершенно противоположным вещам. Поэтому необходим такой координирующий и аналитический орган, как Совет имамов, организующий деятельность общин. Госсовет Татарстана, после известных кровавых событий в Казани, инициировал в Госдуме принятие ряда изменений в закон о свободе совести и религиозных объединениях. Мы должны понимать, что рано или поздно аттестация имамов неизбежна.
Мы нисколько не сомневаемся в благих намерениях и искренности религиозных деятелей, которые сегодня призывают отказаться от поминок родственников, от мавлидов, но увы, вся постсоветская история показывает, что попытки насадить ценности (пусть даже с самыми чистыми намерениями) моноконфессионального общества там, где бок о бок столетиями в дружбе и согласии живут представители разных культур, в конечном итоге приводили к плачевным последствиям.
- Каким образом Вы предлагаете создать Совет имамов?
- Надо начать с создания рабочей группы, в состав которой бы вошли люди, искренно заинтересованные в изменении ситуации. Нельзя, чтобы организовали группу и укомплектовали ее людьми, которые будут тормозить процесс, или дилетантами.
В рабочую группу должны войти известные мусульманские религиозные и общественные деятели. Область наша небольшая, активисты мусульманских общин известны, кто какого направления придерживается также известно. В составе рабочей группы мы хотели бы видеть светских ученых, представителей власти.
- Создали областной Совет имамов. Что дальше?
- Совет имамов должен провести анализ учебных программ. Выяснить, чему учат в той или иной мечети. Провести социологическое исследование. Принять новую программу обучения для преподавания в медресе Ембаево, учредителями которого должны выступить все три духовных управления.
Нигматулла–хаджи Кармышаков, построивший исламский комплекс в Ембаево, приходится мне родственником. Мой отец в свое время учился в его медресе, где система образования была построена по джадидскому методу. Отец рассказывал, что на религиозные полемики в Ембаево приезжали богословы даже из Бухары. И в сегодняшней Тюмени, я думаю, найдутся люди, способные поднять исламское образование в медресе Ембаево на серьезный уровень.
Образовательная программа - не единственная задача Совета имамов. Есть масса других важных вопросов, которые предстоит реализовать для полноценного развития уммы без впадания в крайности.
Досье «МИ»:
Ильяс Киреевич Рафиков. Происходит из сибирских бухарцев. Родился 3 ноября 1956 г. Военную службу проходил службу в Группе советских войск в Германии. С отличием окончил Ленинградский госуниверситет, защитил кандидатскую диссертацию, работал преподавателем в вузах Тюмени, заведовал лабораторией «Истории Тюменской области» в Институте проблем освоения Севера Сибирского отделения Российской Академии наук, возглавлял Ассоциацию татар Тюменской области, Ассоциацию советской Арктической политики. Второе высшее образование получил на юридическом факультете Тюменского госуниверситета. Совершил хадж.
Комментарии (0)