X
Логин:

Пароль:
забыли?
Запомнить меня

Войти

МуслимИНФО » Репортажи » 93-летний ветеран Калбай Латыпов оказался единственным мужчиной в Сингуле Татарском, кто пришел в мечеть на намаз

93-летний ветеран Калбай Латыпов оказался единственным мужчиной в Сингуле Татарском, кто пришел в мечеть на намаз

93-летний ветеран Калбай Латыпов оказался единственным мужчиной в Сингуле Татарском, кто пришел в мечеть на намаз

Во втором номере газеты мы обещали продолжить рассказ о том как «инспектировали» сельские мечети - ездили по районам и фотографировали здания исламских храмов для готовящегося сборника, брали интервью.

В село Сингуль Татарский Ялуторовского района серебристый «мустанг» нашего брата Мудариса Юлдашева въехал в полдень, за полчаса до намаза.

Дело было в субботу. В помещении красивейшей каменной мечети Сингуля пять пожилых женщины в ожидании намаза изучали имеющуюся литературу.

- Плохо ходят мужчины на намаз, - стал рассказывать молодой имам Сингульской мечети.

- Сезнен ирларен кайя? (А где ваши мужья?) - спросил один из наших попутчиков.

- Юк бит улар, улган... (Их уже нет, ушли из жизни), - отвечали бабушки.

- А-а...

Послышался звук открываемой двери. В мечеть зашел, опираясь на палку, дед «сто лет».

- Калбай-абый! - обрадовались все. - Пешком пришли! Не тяжело было?...

С Калбаем-абый Латыповым, 93-летним пенсионером, ветераном Великой Отечественной войны, мы поговорили после намаза. Надобно отметить, что почти столетний дед совершал полный цикл намаза (поясной и земной поклоны), не пользуясь скамьей, специально предусмотренной в мечети для пожилых людей.

Калбай-абый помнит еще белогвардейцев. Помнит большой переполох в Сингуле. Гремели выстрелы. Любопытная ребятня высыпала на улицу. Мама, схватив его, малыша-несмышленыша, в охапку, забежала в дом и закрыла его в подпол, подальше от шальных пуль. Село занимали то белые, то красные.

Вся жизнь советской империи прошла перед глазами.

Он помнит как НКВД арестовало муллу Сингуля Мавлюта Рафикова, как вели уважаемого всеми человека по улицам села. Это было в тридцать восьмом. Через три недели муллу расстреляли в Тюмени.

- Простой он был человек, не богатый, обычный крестьянин, расстреляли его только за исполнение обрядов ислама, - рассказывает ветеран.

Калбай-абый с супругой Силькамал-апа женаты с 1935 года. Сейчас ей девяносто два. Она еще полна сил и нельзя сказать, что выглядит старше своих дочерей.

Латыповы вырастили шестерых детей. Фотографию первой дочки, маленькой Сиенбика, Калбай-абый пронес в кармане у сердца через всю войну. Дважды он был тяжело ранен на фронте. Во второй раз, раненный на подступах к Берлину, он почти сутки пролежал под открытым небом. Спасла солдата случайность.

- В атаку я пошел голодный, не успел поесть, - рассказывает ветеран. - В госпитале врачи сказали, что только это и спасло меня, пуля прошла между кишками, не задев их. А были бы кишки полные, сейчас я бы не разговаривал с вами, - смеется аксакал.

Теперь Калбай-абый носит у сердца фото однополчан, с которыми загонял фашистов в их логово.


Все статьи из этого номера

Комментарии (0)

    Оставить комментарий