X
Логин:

Пароль:
забыли?
Запомнить меня

Войти

МуслимИНФО » Аналитика » Экстремизма в интервью муфтия Али Евтеева доследственная проверка не обнаружила

Экстремизма в интервью муфтия Али Евтеева доследственная проверка не обнаружила

Экстремизма в интервью муфтия Али Евтеева доследственная проверка не обнаружила

Редакция ГолосИслама.RU предлагает ознакомиться с заключением сделанным Южным экспертным центром на основании постановления о назначении комплексного психолого-политолого-религиоведческо-лингвистическое исследования по материалам доследственной проверки №113 пр. следователя но особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по РСО-Алания младшего советника юстиции Дзидаханова В.К.

Следственный комитет при прокуратуре РФ по РСО-Алания, рассмотрев материалы доследственной проверки по факту обнаружения на сайте информационного агентства ИА «Регнум» текста интервью бывшего главы ДУМ республики Северная Осетия-Алания Али-Хаджи Евтеева от 02.05.2010 постановил, что данное интервью не содержит признаков экстремизма. 

Напомним, "интервью" бывшего главы ДУМ РСО – Алания Али Евтеева интернет-изданию «Регнум» от 2 мая 2010 г. вызвало широкий общественный резонанс. 

Разговор с журналисткой Яной Амелиной мусульманский лидер воспринял не как интервью, а как беседу с ученым, поскольку Амелина представилась как сотрудник Фонда евразийских исследований, занимающаяся проблемами мусульман, Кавказа, радикализма и проч. и не предупредила, что берет интервью для СМИ. Поэтому бывший глава ДУМСО посчитал возможным говорить о вещах, которые без объяснений понятны специалистам. Кроме того, по его словам, некоторые моменты беседы, которые оказались восприняты многими как сомнительные, были вырваны из контекста и остались без подробных комментариев.

20 мая 2010 года Али Евтеев по собственному желанию покинул пост главы духовного управления мусульман республики. Между тем, за сохранение Али-хаджи Евтеевым поста главы управления высказались сопредседатель Совета муфтиев России, глава ДУМ Саратовской области Мукаддас Бибарсов, и. о. главы Уральского федерального округа Альфрид Мустафин, глава ДУМ Чеченской республики Султан Мирзаев, другие мусульманские религиозные и общественные деятели, а также мусульманская общественность Северной Осетии.

Приводим текст экспертизы в оригинале:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО
ПСИХОЛОГО-ПОЛИТОЛОГО-РЕЛИГИОВЕДЧЕСКО-
ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
(по материалам доследственной проверки № 113 пр.)

№ 281 / 10                                                          24 мая 2010 г.

Комплексное психолого-политолого-религиоведческо-лингвистическое исследование произведено комиссией МП «Южный экспертный центр» в составе: психолога Кислякова Виктора Петровича, имеющего высшее образование по специальности «Педагогика и психология», являющегося сертифицированным судебным экспертом по экспертной специальности «20.1. Исследование психологии и психофизиологии человека», действительным членом Палаты судебных экспертов, общий стаж работы по специальности - 29 лет. общий стаж экспертной работы - 27 лет; лингвиста Ионовой Светланы Валентиновны, имеющей высшее образование по специальности «Филология», ученую степень доктора филологических наук по специальности «10.02.19. Теория языка», действительного члена Палаты судебных экспертов, общий стаж работы по специальности - 15 лет, общий стаж экспертной работы- 9 лет; политолога-религиоведа Белянской Ларисы Владимировны, имеющей высшее образование по специальности «Филология», кандидата философских наук по специальности «История философии», доцента политолога-религиоведа кафедры философии Волгоградского государственного университета, общий стаж работы по специальности - 10 лет.

Исследование произведено на основании постановления о назначении комплексного психолого-политолого-религиоведческо-лингвистическое исследования по материалам доследственной проверки №113 пр. следователя но особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по РСО-Алания младшего советника юстиции Дзидаханова В.К.

Обстоятельства материалов доследственной проверки № 113 пр. кратко изложены в постановлении о назначении комплексного психолого-политолого-религиоведческо-лингвистического исследования.

15 мая 2010 года во второй отдел по расследованию особо важных дел следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания поступил рапорт старшего помощника руководителя Следственного управления по связям со средствами массовой информации Гацоевой М.К. об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ч.2 ст.205-2 УК РФ (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, совершенные с использованием средств массовой информации) в действиях муфтия Республики Северная Осетия-Алания Али-хаджи Евтеева по факту размещения на сайте информационного агентства REGNUM текста его интервью.

На разрешение комиссии был поставлен следующий вопросы:

  • Имеются ли в представленном тексте интервью муфтия Республики Северная Осетия- Алания Али-хаджи Евтеева, размешенного на сайте информационного агентства REGNUM
  • Имеются ли высказывания, содержащие негативную оценку или выражающие неприязненное, враждебное отношение по сравнению к представителям иных конфессии, если есть, то в какой форме они выражены: утверждения, мнения, эмоционально-экспрессионной оценки, субъективном или оценочном суждении и т.п.?
  • Имеются ли высказывания, содержащие пропаганду неполноценности граждан кокой-либо национальности или конфессиональной группы по сравнению с другой нацией или конфессиональной группой?
  • Имеются ли высказывания, содержащие призывы к осуществлению каких-либо враждебных или насильственных действий по отношению к представителям какой-либо национальности или конфессии?
  • Имеются ли высказывания унизительного характера по отношению к лицам какой-либо национальности, этнической или конфессиональной группы?
  • Имеются ли высказывания побудительного характера или фразы в форме директивного предписания к действиям в пользу одной нации против другой, одной конфессиональной группы против другой?
  • Есть ли высказывания в форме утверждения о природном превосходстве одной нации, конфессии и неполноценности, порочности другой?
  • Имеются ли высказывания побудительного характера, содержащие призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, одной социальной группы против другой?
  • Есть ли высказывания об изначальной враждебности какой-либо нации, конфессии?
  • Есть ли высказывания о полярной противоположности, антогонизме. несовместимости интересов одной этнической или конфессиональной группы по отношению к какой-либо другой?

Для исследования комиссии представлены следующие материалы:

  • настоящее постановление;
  • заверенные копии материалов проверки № 113 пр. (текст публикации «Муфтий Северной Осетии: «Я мечтал отдать. жизнь ради Аллаха», размещенной на сайте информационного агентства REGNUM и представляющей собой текст интервью с муфтием Республики Северная Осетия-Алания Али-хаджи Евтеева).

При производстве экспертизы использовались следующие методические материалы и специальная литература:

  1. «О противодействии экстремистской деятельности»: Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ " // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002. N 30. ст. 3031;
  2. «О внесении изменений в статьи 1 и 15 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности": Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 148-ФЗ // Российская газета, 2006, 29 июля.
  3. Арутюнова. Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М.: Наука. 1988.
  4. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учеб, пособие. М.: Флинта: Наука, 2007.
  5. Баранов, А.П. Аксиологические стратегии в структуре язка (паремиология и лексика) А.Н.Баранов // Вопросы языкознания. - 1989. - №3. - .С.74-90.
  6. Вольф, Е.М. Функциональная семантика оценки / Е.М.Вольф - М.: Едиториал УРСС Белянин В.П. Введение в психолингвистику. - М.: ЧеРо, 1999.
  7. Большая Советская Энциклопедия.
  8. Геген Н. Психология манипуляции и подчинения. - СПб.: Питер, 2005.
  9. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. - М„ 1998.
  10. Енгалычев В.Ф. Судебно-психологическая экспертиза психического воздействия // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. Столяренко. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  11. Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. «Судебно-психологическое ислледование программ и видеозаписей» // Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психилогическая экспертиза, Методическое руководство.- Калуга. 1996.
  12. Енгалычев В.Ф., Шипшин С.С. Судебно-психологическая экспертиза. / Методическое руководство.- Калуга, 1996.
  13. Желтухина М.Р., Кисляков В.П., Лисовенко Б.С. Психолингвистическая судебная экспертиза и проблема анализа речи // Психология и практика: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2005.
  14. Ислам. Краткий справочник. - М.: Наука, 1986.
  15. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия - М, 2000.
  16. Кубрякова Е.С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике: Обзор // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты: Сб. обзоров / Центр гуманитар, науч.-информ. исслед. Отд. языкознания; Редкол.: Ромашко С.А., отв. рсд. и др. - М.: ИНИОН РАН, 2000. - С. 8-22.
  17. Леонтьев А.А. К определению речевой ситуации //Общая методика обучения иностранным языкам. - М., 1991.
  18. Мир политической науки. Кн.1. Категории. - М. - 2004.
  19. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Шведовой. - М., 1982 ; М., 2000.
  20. Прикладная юридическая психология: Учеб, пособие для вузов/ Под ред. проф. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
  21. Ратинов А.Р., Кроз М.В., Ратинова Н.А. Ответственность за разжигание вражды и ненависти. Психолого-правовая характеристика. М.,
  22. Пассов Е.И. Ситуация, тема, социальный контакт //Общая методика обучения иностранным языкам. - М., 1991.
  23. Политология: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянов. - М.: Изд-во Моек, коммерч. ун-та. 1993.
  24. Перин Р. Психология национализма (издание второе с дополнениями и новой редакцией) «ЛИО Редактор», Санкт-Петербург, 2003.
  25. Привалов А. Об экстремизме без берегов // Эксперт, 2009, 9 июля 2007.
  26. Секераж Т.Н. О судебно-психологической экспертизе психологического воздействия. // В сборнике «Современное состояние и перспективы развития новых направлений судебных экспертиз в России и за рубежом», Калининград, 2003. - с. 195-201.
  27. Ситковская О. Д., Конышева Л.II, Коченов М. М. Новые направления судебнопсихологической экспертизы: Справочное пособие. М.: ООО Изд. «Юринформ», 2000.
  28. Современная политическая лингвистика: проблемы, концепции, перспективы. - Волгоград: Перемена, 2009.
  29. Социальная психолингвистика / Сост. К.Ф.Седова. - М.: Лабиринт, 2007.
  30. Чалдини Р. Психология влияния. - СПб.: Питер, 200
  31. Шаховский В.И., Сорокин Ю.А., Томашева И.В. Текст и его когнитивно-эмотивные метаморфозы (межкультурное понимание и лингвоэкология). - Волгоград: Перемена. 1998.
  32. Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.,
  33. Экспертная деятельность на рубеже XXI в. М., 2002.
  34. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов, Е.В. Романова. - М., 2000.

ИССЛЕДОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ

Материалом исследования является содержание публикации «Муфтий Северной Осетии: «Я мечтал отдать жизнь ради Аллаха», размещенной на сайте информационного агентства КЕСЫЕ1М и представляющей собой текст интервью с муфтием Республики Северная Осетия- Алания Али-хаджи Евтеева. Текст интервью см. Приложение к настоящему исследованию.

В предисловии к публикации говорится: «Интервью Руслана Бзарова, посвященное исламу в Осетии, вызвало широкое обсуждение в региональных СМИ и социальных сетях. Свое видение проблем и перспектив развития ислама излагает муфтий Республики Северная Осетия-Алания Али-хаджи Евтеев».

Объект исследования – речь Али-хаджи Евтеева при ответах на вопросы корреспондента (31 вопрос).

Как можно предположить, форма интервью для публичного издания задана корреспондентом до начала разговора с муфтием Республики Северная Осетия-Алания. См., например, последнюю реплику «Спасибо за интересное интервью и особенно — за откровенность. Люди часто говорят не то, что они действительно думают».

Реплики муфтия Республики Северная Осетия-Алания Али-хаджи Евтеева предназначены для публичного использования. Его речь - литературная, обработанная, ориентированная на широкого адресата. В связи с особенностями текстов СМИ, за отбор материала, последовательность его изложения, полноту и корректность воспроизведения слов интерьюируемого отвечает редакция издания.

Используемые понятия и термины

Тема - «предмет коммуникации, некий содержательный компонент речевой ситуации, который четко определяет основные смысловые компоненты речевой деятельности» (Пассов, И991: 169). Тема в психологии - это потенциальный запас социального опыта, не включенного |в контекст личной деятельности, т.е. то, что существует в реальной действительности и в (сознании (Пассов, 1991: 170). В лингвистике под темой понимается предмет изложения, изображения, исследования, обсуждения, то, о чем повествуется, что описывается, предмет речи, разговора (Азимов, Щукин, 1999).

Помимо тематического содержания («о чем говорится») речевая коммуникация имеет другие аспекты содержания - модальный, оценочный, эмоциональный («как говорится»). Данные аспекты содержания разговора формируют возможности для влияния и воздействия партнеров по коммуникации друг на друга. Эффективность коммуникации измеряется тем. насколько удалось речевое воздействие, был ли достигнут запланированный результат.

Диалогическое общение — это процесс интеллектуального и эмоционального обмена информацией, в ходе которого осуществляется сбор, перераспределение информации и установление межличностных контактов. В процессе общения большую роль играет вся информация, обмен которой происходит в общении, а также (вербальные) средства, которые выбирают для установления межличностных отношений участники коммуникации.

Лингвистическая оценка - это антропоцентрическая категория, то есть категория, которая непосредственным образом связана с человеком, и отражает весь спектр его психических, социальных и культурных характеристик.

Психологическое влияние — это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие (Сидоренко 1995).

Манипуляция - акт влияния на людей или управления ими или вещами с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка. Это власть, примененная скрыто и вразрез с предполагаемой волей другого (Доценко Е. Манипуляция: феномен, механизм. - М., 1996).

Внушение - сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям

Действие - относительно автономный элемент деятельности, направленный на достижение определенной осознаваемой цели. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме. •

Семантический - относящийся к смыслу и значению слов или выражений.

Сознание - высшая, свойственная только человеку форма психического отражения объективной действительности в системе языковых значений.

АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для ответа на поставленные вопросы был предпринят анализ языковых единиц, используемых в ответах муфтия Республики Северная Осетия-Алания Али-хаджи Евтеева на вопросы корреспондента. Выявлены семантические и стилистические особенности оценочной лексики рассматриваемых текстов, проведен анализ дополнительных признаков оценочной лексики, установлен ее лингвистический, религиоведческий и психологический статус.

В результате анализа содержания и формы лексических единиц (с привлечением лингвистических, энциклопедических и комплексных словарей-тезаурусов) был установлен массив оценочной лексики, в составе которой выявлен круг отрицательно оценочных и положительно оценочных контекстов, слов и выражений.

Таблица №1. Оценочная лексика

 

Отрицательно оценочные контексты

Положительно оценочные контексты

1

Руками мусульман сделано много нехорошего в России.

Общались с руководством республики, и оно было благодарно мусульманам, особенно за поведение чеченских ребят. Отец Георгий (глава Аланской епархии) заявил на первом канале, что пути Господни неисповедимы: мол, когда наши православные братья нас убивали, нас спасали мусульмане.

2

А когда так заявляют мусульмане, их обвиняют в экстремизме, потому что они, по своей неграмотности или в рамках чьего-то коварного плана, сразу бросаются в бой вместо того, чтобы оценить ситуацию.

Мусульмане — пятая часть населения, и что они намного более религиозны, чем православные

3

Много чего я не имею права делать из того, что делают люди, прикрываясь исламскими лозунгами.

Мы по-хорошему уникальны на Северном Кавказе.

4

Христиане не учат своей религии, я их в этом обвиняю. Не учат, видимо, боясь стать ненужными.

Чтобы человек был мужчиной, воспитанным, порядочным, он, конечно же, должен быть мусульманином.

5

Прослойка священнослужителей для меня — сообщество, которое преградило людям дорогу к Богу.

Из боязни перед наказанием Всевышнего я не имею права причинять вред там, где я живу, обманывать людей, с которыми живу, какой бы они конфессии не принадлежали, я не имею права убивать невинных.

6

Простому верующему проще не разбираться, а заплатить деньги.

Увидел в поведении мусульман взаимоуважение, порядочность

7

Христиане — их пассивность меня убивает (...). А я должен отвечать за их пассивность? (...) Достоевского читают, цитируют его периодически — больше ничего не надо. А массовые крещения? Ну выйдет он из этого пруда и пойдет напьется, и будет молиться своим языческим богам. (...) А поведение некоторых монахов, священников?...

Я понимаю — человеческий фактор, все такое. Но, согласитесь, в исламе же этого нет, там серьезней относятся. Где-то и убить могут.

8

Да, они ненормальные, но все серьезно относятся к своей религии. А вот православным этого не хватает.

Да, они ненормальные, но все серьезно относятся к своей религии.

Как видно в таблице, отрицательные контексты касаются критики отдельных сторон кик ислама (примеры 1, 2, 6 таблицы), так и христианства (примеры 4, 5, 6 таблицы).

Критика проявлений ислама на территории Осетии касается действии и качеств сторонников ислама (их действия часто были разрушительными в России); неграмотности (приверженцев ислама; привычки решать вопросы силовым путем и путем репрессии; фанатизма.

Критика проявлений христианства касается пассивности христиан в Распространении своего учения; негативного поведения некоторых священнослужителей; поверхностное и формальное отношение к вере и ритуалам, в том числе подмена истинной веры деньгами.

Положительные контексты относятся исключительно к качествам исламского религиозного направления. Это во многом объясняется тем, что текст интервью посвящен разговору об исламе в Осетии и собеседником корреспондента является первое духовное лицо муфтий Республики Северная Осетия - Алания. Таким образом, тема ислама является здесь основной, при этом специфика жанра интервью предполагает наличие определенной степени рекламности изложения. В данном случае речь идет об утверждении положительного образа ислама, догматики этой религии, перспектив ее распространения на территории Республики Северная Осетия - Алания и в России в целом.

Возвышение образа ислама и утверждение положительного образа приверженцев этого религиозного течения в тексте интервью осуществляется посредством следующих приемов:

а) выделения контекстов положительного оценивания (см. таблицу № 1);

б) объяснение позитивного характера явлений, закрепившихся в общественном сознании как негативные, враждебные ценности (см., например, объяснение сути джахида через понятия «защита», «дом», «имущество», «честь», «религия», «право», «вечное блаженство», «мусульманин»):

 

Он, в свою очередь делится на 14 степеней, одна из которых — вооруженный джихад. Но и ее мы признаем: да, мусульманин имеет право защищать свой дом, свое имущество, Свою честь и свою религию. Это его право, более того, мы убеждены, что это самый верный способ заработать себе вечное блаженство. Я открыто говорю: как только я скажу, что джихада нет в исламе, я признаюсь, что уже не мусульманин, что я из числа верооступников.

Насчет халифата: сплю и вижу во сне, как мусульмане живут в исламском государстве. Мне это очень нравится, об этом я много читал, и все сделаю для того, чтобы когда-то это получилось у кого-нибудь.

Сформулировался такой ответ: единобожие в чистом виде, концентрат единобожия, которое оказалось лекарством для моего сердца, чтобы оно успокоилось. Я стал по-другому воспринимать мир.

в) сопоставления ислама и христианства (православия) с утверждением приоритетов и превосходства ислама:

(...) Справедливости ради мы позволяем себе одергивать людей, которые говорят, что а Осетии 80% православных. О том, что ислам появился здесь гораздо раньше, чем принято считать, свидетельствуют (...).

Мы вообще сомневаемся в наличии христиан-осетин в определенные периоды.

В Государственной Думе есть люди, которые говорят, что этот строй не совсем правильный. А когда так заявляют мусульмане, их обвиняют в экстремизме.

Отец Георгий (глава Аланской епархии) заявил на первом канале, что пути Господни неисповедимы: мол, когда наши православные братья нас убивали, нас спасали мусульмане.

г)  критики негативных проявлений православия:

Христиане не учат своей религии, я их в этом обвиняю. Не учат, видимо, боясь стать ненужными.

Прослойка священнослужителей для меня — сообщество, которое преградило людям дорогу к Богу.

Простому верующему проще не разбираться, а заплатить деньги.

Очень смущала финансовая сторона...

Христиане — их пассивность меня убивает.

Существенным моментом в интервью является то, что, говоря о христианстве, муфтий Республики Северная Осетия - Алания Али-хаджи Евтеев касается атрибутики, внешней Стороны проявления религии, а в его речи об исламе раскрываются положительные истоки религиозной догматики:

Я хожу здесь на проповеди за джихад и делаю это намеренно, потому что ряд вопросов, на которые наложено табу духовными деятелями нашей страны, являются Частью религии. Не говорить о них — значит, сказать, что ты вообще не мусульманин. Это вопросы халифата, джихада, шариатской формы правления и все, что вокруг этого.

Мы по-хорошему уникальны на Северном Кавказе, и наша позиция такова: джихад является частью нашей религии.

Он, в свою очередь делится на 14 степеней, одна из которых — вооруженный джихад. ...) Я открыто говорю: как только я скажу, что джихада нет в исламе, я признаюсь, что же не мусульманин, что я из числа верооступников.

Другое дело, что это нужно делать правильно, иначе Аллах тебя накажет. Чтобы воплотить свои искренние желания, нужны дополнительные знания.

Это запрещено, это харам, это по разряду великих грехов проходит. Моя проповедь основана именно на моей вере.

Основываясь на знаниях, полученных от ученых, мы уже доказали: все, что от нас требует Аллах — это быть честным и порядочным мусульманином, и по мере возможности распространять эту религию

Таким образом, объектом отрицательной оценки становятся негативные внешние Проявления христианства и негативная деятельность отдельных священнослужителей (см. поведение некоторых монахов, священников...), а не ее идейная сторона, что позволяет расценивать анализируемые высказывания как элемент критики. В утверждении ценностей ислама, напротив, говорится о противоречиях и несовершенстве толкования изначально позитивной сути этой религии, имеющих место спекуляциях на ее идеях: «Много чего я не имею права делать из того, что делают люди, прикрываясь исламскими лозунгами».

Примеры, выделенные в данном исследовании в аналитических целях, однако, не следует отрывать от других видов информации в тексте интервью, связанных с идеей  взаимоотношения и сосуществования религий на территории Республики Северная Осетия - Алания. Эта информация раскрывается в следующих темах:

а) единство и взаимоуважение религий (в том числе шиитской общины):

Из боязни перед наказанием Всевышнего я не имею права причинять вред там, где я живу, обманывать людей, с которыми живу, какой бы они конфессии не принадлежали, я не имею права убивать невинных.

Мир когда приходит? Когда люди — братья, когда они любят друг друга, когда они близкие люди. А если мы будем пропагандировать эгоизм, образ одиночки, у которого есть пластиковая карта, и больше ему ничего не надо, если мы будем продолжать учить детей, что мы — потомки обезьян из разных районов джунглей, это изначально приводит к отсутствию братского отношения. Я знаю, что как минимум по Адаму и Еве вы мне близкие люди, и прежде, чем вас лишить жизни, я еще буду думать долго!

Я увидел в поведении мусульман взаимоуважение, порядочность. Некоторые из них были очень похожи на меня, я в них себя увидел. Когда ближе познакомились, выяснилось, что у многих было идентичное прошлое.

Начав читать, увидел в исламе уважительное отношение к Иисусу.

Мы просим организовать на нашей государственной телерадиокомпании цикл передач, чтобы последовательно касаться разной тематики и возрождать в обществе братские, человеческие понятия.

... Они ненормальные, но все серьезно относятся к своей религии. А вот православным этого не хватает. Я за то, чтобы у них это было.

В религиозном смысле шиитской общины нет. Только если считать шиитами всех азербайджанцев. Зарегистрированной религиозной организации у них нет, есть национальное общество «Азери». Молимся мы все вместе. 

б) ложные исламские ценности и противоречия:

Много чего я не имею права делать из того, что делают люди, прикрываясь исламскими лозунгами.

Одни из этих факторов —ложные ценности, другие до сих пор я воспеваю.

Это наш менталитет — стрельба, камуфляжи, бороды, это все завлекало очень. Когда ты вживую разговариваешь с человеком, а он кого-то убил (мечтательным голосом)...

Он считал, что здесь нет никакой перспективы, нужно защищать свою религию, воевать: проиграем —уйдем в рай, победим — будет халифат. К сожалению, человек не имел достаточных знаний, и мы разошлись с ним по этой теме.

Запутались люди. Насаждается язычество, поощряется сектантство — а это идеологический разброд мыслей.

в) роль государственных деятелей в равноправном развитии религий:

Говоришь им — сделайте нормальный государственный канал, они в ответ — понимаете, коммерция, давайте сделаем какой-нибудь цифровой... Да его никто не найдет! Осетия— единственная республика, в которой удаюсь сделать это мирным путем, без репрессий. Те же, кто начал с репрессий, успеха не добился

И одна из причин этого — непонимание руководством страны того, что мусульмане — пятая часть населения, и что они намного более религиозны, чем православные.

Если я призываю кого-то любить людей или нашу страну — я открыто говорю, что делаю не потому, что патриот моей родины. Эта страна, это государство, это правительство очень мало сделали для того, чтобы я любил эту страну.

А корпус чиновничий —у них при слове «ислам» один ответ: нельзя.

Идеологически намного серьезнее надо подходить. И просто говорить «фас» разным религиозным деятелям — скажи, мол, что они ваххабиты, а мы с ними расправимся — ваххабитов получится в десять раз больше, вот и все. Подход нужно менять.

Я на самом высоком уровне просил понимания, говорил, что буду ходить по самым границам. Меня послушали внимательно, говорят: есть такая практика — если есть притон, его нельзя закрывать, а то его состав куда-нибудь перекочует... Ладно, я простил это сравнение.

Но со стороны Мамсурова есть понимание. На все наши предложения он отвечает только положительно, по крайней мере, так было до последнего времени. Помогает, но он не может все делать.

Я и в Сочи на встрече с Медведевым это говорил, и когда с Сурковым встречались — пора перестать подбрасывать шприцы и так далее. Кого мы обманываем?

Эти люди... В конце концов, я был одним из них. Мечтал отдать свою жизнь ради Аллаха, считал, что это — самый короткий путь в рай. Денег мне никто не обещал, да и в чем прелесть этих денег, если я умираю?

Куда не придешь — давайте, мол, мы, мусульмане, выступим по телевидению — «нет, мы еще о православии передачу не сняли». А я должен отвечать за их пассивность? Обращаюсь в министерство по делам национальностей с предложением заключить соглашение о сотрудничестве — «а мы еще с православной церковью не заключили». Я их скоро с собой начну водить, чтобы не говорили, что с ними еще не разговаривали!

Мы взяли на себя обязательства доказать, что это государство им не вражеское, но нам нужно подтверждение, нам нужна поддержка государства. Да, я говорю, что оно не враг, но вот вам пример — владикавказская мечеть, напротив нее — дом правительства. Люди двадцать лет совершают намаз, по колено в снегу умываясь зимой на улице. Я уж не говорю, что там, извините, нет туалета.

На встрече в Сочи я спросил у президента Медведева: как Вы думаете, с какими чувствами выросло новое поколение?... Я сказал, что не рассчитываю на любовь к исламу, но наши интересы совпадают: мусульмане — та часть населения нашей страны, чьей неграмотной молодежью пользуются враги этого государства, и вы можете выбить почву из-под ног всяких провокаторов.

В Государственной Думе есть люди, которые говорят, что этот строй не совсем правильный. А когда так заявляют мусульмане, их обвиняют в экстремизме

Все, что нам нужно — мечети, чтобы мы могли спокойно молиться, медресе, чтобы учить наших детей. Мусульмане часто говорят: нам не дадут мечеть, медресе, нам ничего не дадут. Мы сказали: дадут, и мы вам докажем. Сейчас мы пытаемся все это объяснить руководству.

Названные темы в совокупности образуют сбалансированное повествование о состоянии религии в России и, в частности, на территории Республики Северная Осетия - Алания. Оценочная информация, представленная в таблице № 1, составляет лишь один из аспектов содержания высказываний муфтия Республики Северная Осетия-Алания Евтеева. В тексте интервью он выступает как официальное лицо, которое озабочено стратегией развития и мирного распространения идей ислама на территории Осетии. В нем продемонстрировано, что проблема развития ислама на территории Осетии является частью общей российской проблемы и во многом определяется отношением к ней руководства страны. Как религиозная проблема она находится в более ущербном положении по сравнению с православием в России, хотя по своей сути она направлена на утверждение тех же общечеловеческих моральных ценностей, что и любая мировая религия. Национальные и религиозные вопросы на территории этой республики составляют часть политики и культуры Северного Кавказа и требуют системного решения со стороны российских властей.

Общий смысл текста интервью сводится к утверждению идеи единства религий, религиозного просвещения, а не к идее разобщения и вражды между религиями.

Таким образом, в тексте интервью муфтия Республики Северная Осетия-Алания Али- хаджи Евтеева, размещенном на сайте информационного агентства REGNUM, отсутствуют слова или высказывания, целенаправленно используемые а) для выражения негативной оценки в адрес какой-либо национальной или социальной группы, ущербной по сравнению с другими социальными категориями, б) для выражения неприязненного, враждебного отношения к представителям той или иной конфессии, в) для утверждения идеи о природном превосходстве одной нации, конфессии или неполноценности, порочности другой, г) для обоснования идеи об изначальной враждебности какой-либо нации, конфессии, д) для демонстрации противоположности, антагонизма, несовместимости интересов одной этнической или конфессиональной группы по отношению к какой-либо другой.

По форме выражения высказывания муфтия Республики Северная Осетия-Алания Али- хаджи Евтеева являются преимущественно утвердительными, что обусловлено стилем его повествования о собственном пути в ислам.

Высказывания, касающиеся христианства, его роли на территории Осетии и критики его негативных проявлений, выражаются в форме мнения, собственной точки зрения или ссылки на мнение авторитетных источников:

Для меня как для религиозного деятеля дело не в цифрах(...).

На основании архивных материалов у нас сложилось мнение, с которым никто не согласится, особенно историки: абсолютное большинство осетин были мусульманами.

Источники свидетельствуют, что многие осетины крестились, поскольку за это полагались три рубля, корова или отрез на рубаху.

Некоторые возражают —убери ингушей и кумыков (...).

Мы вообще сомневаемся в наличии христиан-осетин в определенные периоды(..,).

У меня немного другой путь, чем у тех, кто в лесу

Высказывания, связанные с утверждением говорящим ценностей ислама, подаются преимущественно с позиций собственного жизненного опыта, эмоций и субъективных ощущений:

Я не люблю это слово — ваххабизм, я от него устал.

Думаю, в ближайшее время по России этот вопрос не будет решен

Мне это очень нравится, об этом я много читал, и все сделаю для того, чтобы когда-то это получилось у кого-нибудь.

Очень надеюсь, что мне удастся продержаться, достичь успеха

И когда я стараюсь это сделать, меня обвиняют в экстремизме

Насчет халифата: сплю и вижу во сне, как мусульмане живут в исламском государстве.

Я за то, чтобы у них это было (...).

При том понимаю, что у меня это не получится — я живу не в арабской, не в исламской стране.

Основным средством выражения субъективного мнения здесь является использование личных местоимений (я, мы), определенно-личных предложений. Местоимения используются говорящим для выражение своей позиции как части общей позиции сторонников данной религии (мы, наш, нам), имеется противопоставления мы - они:

Они обеспокоены, говорят, что исламу здесь не быть — я их понимаю. Руками мусульман сделано много нехорошего в России. Они мои братья, я их не списываю со счетов, но, к сожалению, когда-то, может быть, я и сам был недалек от всего этого. Они не хотят, чтобы мечеть там была.

С одной стороны, я их понимаю, с другой стороны, хочу сказать, что никто никуда не денется.

Мы стали мониторить ситуацию и выяснили (...).

Да, это наше предложение. Мы поинтересовались — что нужно для планетария(...).

Формы побуждения, директивы и предписания в тексте интервью практически нс применяются.

Имеющиеся немногочисленные побудительные лишь по форме высказывания касаются следующих сторон речи интервьюируемого:

а) апелляция к собеседнику или воображаемому оппоненту как способ убеждения:

Хорошо — тогда уберите из числа православных русских, армян и грузин, и у нас получится 80% мусульман-осетин (...).

Но давайте по Южной Осетии пока....

Но, согласитесь, в исламе же этого нет, там серьезней относятся.

Вы можете спросить свою дочь: что ты читаешь, ну-ка сядь рядом, дай сюда! Почему самые падшие женщины — для тебя пример?... Что обидно — есть государство, есть армия, чуть что — гранатами забросают.

б) предложение к представителям власти об изменении ситуации:

Говоришь им — сделайте нормальный государственный канал, они в ответ — понимаете, коммерция, давайте сделаем какой-нибудь цифровой... Да его никто не найдет!

Я и в Сочи на встрече с Медведевым это говорил, и когда с Сурковым встречались — пора перестать подбрасывать шприцы и так далее. Кого мы обманываем? Эти люди... В конце концов, я был одним из них.

Идеологически намного серьезнее надо подходить. И просто говорить «фас» разным религиозным деятелям — скажи, мол, что они ваххабиты, а мы с ними расправимся ваххабитов получится в десять раз больше, вот и все. Подход нужно менять.

Я на самом высоком уровне просил понимания, говорил, что буду ходить по самым границам. Если я призываю кого-то любить людей или нашу страну — я открыто говорю, что делаю не потому, что патриот моей родины.

Следует отметить, что косвенные побуждения выступают в превращенной форме, они представлены в изложении самим говорящим своей позиции и своих высказываний в определенных ситуациях.

Позиция говорящего относительно излагаемого вопроса, его интенции (намерения), цели слов и действий установлены на основе контекстуального анализа:

Таблица 2. Позиция и цели говорящего.

Данные цели не связаны с призывами к силовым способам решения проблем и репрессиям, их достижение предполагается в форме самостоятельных действий муфтия республики Северная Осетия-Алания в соответствии с его полномочиями и статусом, а также в форме его намерений и желаний на осуществление этих действий, в том числе с опорой на государсгвенные органы власти.

Материал таблицы показывает, что цели, которые содержатся в высказываниях муфтия Республики, Северная Осетия-Алания Али-хаджи Евтеева, направлены на утверждение общественных ценностей на Северном Кавказе: возвращение к истокам ислама, достижение понимания со стороны государства единства целей в воспитании молодежи, в восстановлении духовных ценностей, в обеспечении верующих мечетями и достойным образованием с Принятием с их стороны государства не как враждебной силы, а как партнера.

Таким образом, в анализируемых высказываниях отсутствуют а) высказывания побудительного характера, содержащие призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, одной социальной группы против ругой, б) высказывания побудительного характера и фразы в форме директивного предписания к действиям в пользу одной нации против другой, одной конфессиональной группы против другой, в) призывы к осуществлению каких-либо враждебных или насильственных действий по отношению к представителям какой-либо национальности или конфессии. Высказывания муфтия Республики Северная Осетия-Алания выражены преимущественно в форме утверждения, связанной с общей повествовательной стилистикой его речи. Высказывания, касающиеся истории, место и роли ислама в Осетии выражены в форме мнения и субъективного суждения.

ВЫВОДЫ:

  • В представленном на исследование тексте интервью муфтия Республики Северная Осетия - Алания Али-хаджи Евтеева, размещенном на сайте информационного агентства REGNUM от 02.05.2010 слов, выражений или высказываний, содержащих негативные оценки в адрес какой-либо национальной или социальной группы по сравнению с другими социальными категориями, не имеется.
  • В исследуемом тексте имеются единичные высказывания, содержащие негативную оценку, однако они не выражают неприязненного, враждебного отношения по отношению к представителям каких-либо конфессий, а являются критикой отдельных негативных проявлений как в христианской, так и с исламской религиях. Такие высказывания выражены преимущественно в форме мнения и суждения субъективного характера.
  • В исследуемых высказываниях отсутствуют признаки утверждения и пропаганды неполноценности граждан какой-либо национальности или конфессиональной группы но сравнению с другой нацией или конфессиональной группой.

Высказываний, содержащих призывы к осуществлению каких-либо враждебных или насильственных действий по отношению к представителям какой-либо национальности или конфессии, в исследуемом тексте не имеется.

  • В исследуемом материале отсутствуют высказывания, направленные на унижающие достоинства и чести лиц какой-либо национальности, этнической или конфессиональной группы.
  • Высказывания побудительного характера в исследуемом материале используются в качестве средства убеждения собеседника и обращения к представителям власти с предложениями об изменении ситуации в области отношения к религии. Высказываний в форме директивного предписания к действиям в пользу одной нации против другой, одной конфессиональной группы против другой не имеется.
  • В исследуемом материале отсутствуют высказывания в форме утверждения о природном превосходстве одной нации, конфессии и неполноценности, порочности другой.
  • В тексте интервью отсутствуют высказывания побудительного характера, содержащие призывы к враждебным или насильственным действиям в отношении лиц определенной национальности, одной социальной группы против другой.
  • Исследуемый материал не содержит высказываний об изначальной враждебности кой-либо нации, конфессии.
  • Высказывания о полярной противоположности, антагонизме, несовместимости интересов одной этнической или конфессиональной группы по отношению к какой-либо другой в исследуемом материале отсутствуют. Основное содержание текста интервью сводится к утверждению идеи единства религий, религиозного просвещения, а не к идее разобщения и вражды между религиями.

Члены комиссии: В.П. Кисляков, С.В. Ионова, Л.В. Белянская


Все статьи из этого номера

Комментарии (0)

    Оставить комментарий