Мавлид ан-Наби – день рождения Пророка Мухаммада, мир ему - один из спорных вопросов тюменской уммы, как впрочем, и мировой. В большинстве стран исламского мира в Мавлид проводятся различные мероприятия – конференции, концертные представления, круглые столы. На Аравийском полуострове, где господствующей идеологией является ваххабизм, напротив, демонстративно не проводятся какие-либо акции, это считается «бидга» - нововведением в религию.
Тюмень словно маленькое отображение мировой уммы. Есть и сторонники проведения Мавлида и противники. Даже в рамках одной общины. В одной из мечетей едва не случился сыр-бор в канун дня рождения Печати Пророков, мир ему. Имам во время пятничной хутбы выступил против проведения Мавлида, заявив, что это «бидга» (а «бидга» - это уже серьезно, это является грехом). Председатель общины одернул имама, сказав, что Мавлид к «бидга» не имеет отношение, это меджлис, традиция почитания Пророка, мир ему. За имама вступился один из единомышленников. Разговор на повышенных тонах продолжился после джума, стороны расстались каждый при своем мнении.
Так что же такое Мавлид ан-Наби – бидга или не бидга? Хорошее обяснение спорному вопросу дал муфтий Нафигулла Аширов, приезжавший как раз в тот период в Тюменскую область на открытие мечети в Тобольске.
Нафигулла-хазрат сказал, что Мавлид не является религиозной обязанностью. В исламе два признанных праздника – Курбан-байрам и Ураза-байрам. Однако Мавлид не противоречит Шариату и является хорошей традицией, отличным поводом для того, чтобы донести большему количеству людей слово о Пророке - через конференции, концертные представления, круглые столы и т.д.
На Мавлиде ан-Наби, организованном Тюменским казыятом ДУМАЧР в ДК «Торфяник» в Тюмени, планировалось представить различные песенные жанры об исламе, пророке (мунаджаты, мугамы и т.д.), сложившиеся за века у «этнически» мусульманских народов. Но перед самым представлением «слетела» часть запланированных номеров. И хотя «отказники» находили разные причины, было понятно, что с ними поработали противники Мавлида. Ведь всего несколько дней назад исполнители заявляли о полной готовности участвовать в концертном представлении.
- Поймите, Мавлид такое же новшество, как и научные конференции по исламу, - объясняли организаторы колеблющимся. – Во времена Пророка конференций тоже не было, и даже полумесяцев на мечетях не было. И что по вашему: полумесяц тоже «бидга»?
Организаторов охватило разочарованье. Собственно, концертные номера занимали менее половины времени. Большая часть Мавлида была расписана в сценарии в виде кратких историй из жизни Пророка, художественных слов, высказываний знаменитых людей о Пророке, мир ему. Сценарий, подготовленный оргкомитетом под руководством историка, председателя комитета науки и образования Тюменского казыята Ильяса Рафикова, охватывал весь период жизни Пророка, начиная с рождения...
Межнациональный «Мавлид ан-Наби» в Тюмени все же состоялся. Первый блин не стал комом. Со сцены звучали татарские, казахские, киргизские, таджикские песнопения об исламе и Пророке. В фойе джигиты и девушки в национальных одеждах встречали гостей концерта чак-чаком, баурсаками. Состоялась презентация казахской, киргизской, татарской национальных кухонь. Магазин «Мода Ислама» провел демонстрацию коллекции хиджабов. Глаза многих зрителей увлажнились, когда руководитель женского комитета Казыятского управления Энже Искужина читала художественное слово о жизни Пророка в период становления ислама. Лица людей осветила улыбка, когда молодые активисты мусульманской общины показывали сценку о том, как шайтан мешает юноше Ибрахиму совершать намаз. Словом недостатка в эмоциях не было.
Люди приехали на праздничное представление даже из соседних деревень. Гостем «Мавлида ан-Наби» стали председатель комитета по делам национальностей Тюменской области Евгений Воробьев, глава областной НКА татар Ришат Зиганшин, тюменские религиоведы, ученые-сибириеведы. Два часа праздничного представления пролетели в мгновение ока. Вот прозвучал дуа, и ведущие объявили окончание концерта. И тут некоторые зрители ринулись на сцену благодарить организаторов и молодежь. Долго в тот вечер 18 февраля организаторам звонили мусульмане и говорили слова признательности…
Оргкомитет благодарит Союз татарской молодежи Тюменской области, Национально-культурную автономию казахов Тюменской области, киргизское общество «Биримдик», Национально-культурную автономию татар Тюменской области за активное участие на мавлиде, тюменское отделение Всероссийского азербайджанского конгресса и Комитет по делам национальностей Тюменской области за финансовую помощь в организации праздничного мероприятия.
Мы согласны с вами в том, что нет ни бид'а, ни греха в том, чтобы собираться вместе, рассказывать друг другу истории о пророке, мир ему, читать Коране, однако запрещенным является:
1. то, что Вы привязываете эти собрания к определенному дню, а именно к дню рождения;
2. то, что Вы совершаете на этих собраниях ХАРАМ - запрещенные вещи: общение мужчин и женщин, демонстрация раздетых или "почти одетых по шариату" женщин, танцы и музыка, выдуманные истории и лживые хадисы;
Если вы такое хороше дело делаете и говорите, что это не бид'а, то приведите хоть один хадис где пророк праздновал день рождения, или побуждал к этому, или хотя бы один из его сподвижников делал это, хотя сподвижники любили пророка в тысячи раз больше вашей любви!
И можно оправдываться любыми благими намерениями, но мы убеждены, что если бы сподвижники пригласили людей, и пели бы для них песни и танцевали под музыку, мужчины и женщины в арабских "национальных костюмах", и пророк, мир ему и благословения. узнал бы об этом - страшно подумать о его гневе за религию Аллаха, которую люди искажают своими языками!