X
Логин:

Пароль:
забыли?
Запомнить меня

Войти

МуслимИНФО » Репортажи » Как я копал Кызыл-Туру

Как я копал Кызыл-Туру

Как я копал Кызыл-Туру

Есть места, которые манят к себе магнитом. Не успокаивается душа, зовет в путь-дорогу. Услышав по каналу РТР о раскопках на месте древней столицы Сибири Кызыл-Туры, никак не мог успокоиться. Словно духи ханов, живших некогда в таежной столицы, торопили меня в путь, звали посетить их могилы, прочитать ду,а над мертвым городом, который по воле истории оказался на севере Омской области в Усть-Ишимском районе.

Зайдя на сайт Омского педуниверситета, написал археологам, что мне не терпится оказаться в Кызыл-Туре. Откликнулась археолог Оксана Горьковая, помощник начальника экспедиции.

- Главное добраться до Усть-Ишима, - сообщила она. – Из Тобольска через день ходит «Восход» до Тевриза. На нем можно доехать либо до деревни Утускун и вернуться назад - 4 км до д. Красноярка. Либо доехать до Усть-Ишима, перебраться на другой берег Иртыша, пройти 7 км до д. Красноярка. Экспедиция расположена лагерем рядом с д. Красноярка Утускунской администрации.

Другой путь - из Омска нужно доехать автобусом до Усть-Ишима. Но тогда получается большой круг.

Я решил ехать через Тобольск. Позвонив в речпорт, узнал, что теплоход "Салехард-Омск" следует раз в неделю. До Усть-Ишима он идет, петляя по извилистому Иртышу, целые сутки. Из Тобольска можно доехать до Усть-Ишима и на попутке, всего за два часа, если не подведет погода. Но дождь невовремя прервал дорожное сообщение между областями, и мне ничего не оставалось, как топать с утра по мокрому Тобольску на берег Иртыша.

Теперь, конечно, я ничуть не жалею, что сутки плыл на теплоходе по Иртышу. Когда бы еще выслушал множество легенд и мистических историй. А мистики полно в старинных аулах, окружающих Кызыл-Туру. Татарские деревни Тобольского, Вагайского, Усть-Ишимского районов продолжают жить единым миром, как в стародавние времена, несмотря  на то, что оказались в разных областях. Люди ездят друг другу, проводят молебны на некрополях первых шейхов-миссионеров. Помнят, какое из сел встречало атамана Брязгу с поклоном, а которое оказало сопротивление.

- Наш Кипа Куллары Ермак штурмовал пять дней и не смог взять, - сказал с гордостью дед-попутчик.

Легенды переплелись так, что трудно отделить правду от вымысла. По одной из них, шейх Бизяляк, похороненный в Малой Биче, командовал джиннами. Эти существа носили воду, косили сено, готовили дрова, словом, выполняли всю домашнюю работу.

В Карагае похоронен шейх Хуча-ата. Как-то один из местных заявил, что принесет ему в жертву быка, да, видимо, подзабыл или пожалел животное.

- Бык сам пришел к могиле Хуча-ата и принес себя в жертву, - рассказала жительница Малой Бичи.

- Как! Неужели рогами сделал себе харакири?! - спросил я.

- Этого никто не знает.

- А еще был шейх, у него был русский друг-колдун, - продолжала женщина. - Они поспорили, кто сильнее. Шейх предложил состязание на санях. Из Карагая до Аллагурово санями управляет он, а обратно - колдун. Кто быстрее. Шейх доехал нормально, а колдун не смог вернутся.

- Я не понял: сани были без лошадей?

- Да...

Бабушке Фарзане из деревни Тукуз приснилось, что изгородь на могиле одного из шейхов установлена неправильно. К ней во сне пришел старец и сказал, что нужно сдвинуть оградку на полметра в сторону. Муллы деревень, выслушав ее, собрали народ и сделали так, как велел шейх.

Другой старец явился наяву жителю Абаула, когда тот собирал в лесу клюкву. Дед был в белой чалме. Он представился шейхом Абдулхадимом и велел соорудить ему некрополь.

В Березянке однажды мальчишки поймали овцу и отрезали ей уши. Потом эта овца пропала, а одна бабушка вышла на улицу без ушей, оказалась оборотнем.

Все эти истории я рассказал своему проводнику, пенсионеру из Усть-Ишима Шаукату Габитову, когда он повез меня на "уазике", сначала на переправу через Иртыш, а уже с другого берега на мыс, где некогда возвышалась грозная крепость Кызыл-Тура. Шаукат-абый назвал эти истории анекдотами.

- Придумывают их суперболтуны, которые только умеют чесать языками, - сказал он. - Лучше бы пришли сюда и помогли археологам, которые приезжают аж с Германии и Франции...

Останки первой столицы Сибирского ханства Кызыл-Туры находятся на высоком мысу в устье Иртыша. Время превратило три линии его оборонительных укреплений, о которых писал тобольский летописец Ремезов, в небольшие, заросшие травой холмики.

О существовании древнего городища стало известно в 1938 г. Первые раскопки здесь, в 1960-е гг., провел сотрудник Института археологии АН СССР В.А. Могильников. Позднее на мысу побывал отряд Уральской археологической экспедиции.

С 1991 г. и по сей день раскопками занимается выпускник истфакультета Омского педагогического института, а ныне доцент Евгений Данченко. В Усть-Ишиме я попал на его лекцию, которую доцент читал в местной школе для учителей Усть-Ишимского района. И надо сказать, что своими вопросами ученому я вызвал раздражение некоторых учителей, которые торопились на обед, но вынуждены были сидеть и, скрипя зубами, слушать, пока доцент удовлетворит мое журналистское любопытство.

Перед моим прибытием в Кызыл-Туре прошел дождь, и молодые археологи, оставив раскопки, обедали в большой палатке-кухне. Они угостили меня вкусным борщем и макаронами по-флотски.

У Ларса, худощавого парня в очках и с косичкой из Германии, удачная находка за сезон - зеркало. Он говорит "зеркало" с ударением на "а". Листает карманный русско-немецкий словарь и добавляет, что оно - серебряное и китайское, судя по орнаменту.

Студентов из Германии в экспедиции было четверо: Ларс, Джонотан, Жаклин и Кристина. Парни и девушки приехали в рамках программы международного студенческого обмена.

- А шлем Ибрагим-хана вам случайно не попадался? - спросил я студентов.

Молодые археологи рассказали, что нашли фрагменты кольчуги. Они, похоже, как раз свисали со шлема, закрывали шею.

Я тоже попробовал себя в роли археолога. Взял лопату и стал осторожно снимать слой за слоем. Жаклин следила за тем, чтобы я не снял слишком толстый слой. Мне не повезло, ничего не нашел.   

За пару дней до моего приезда местный журналист, приехавший делать материал, откопал "бронебойный" наконечник стрелы.

- Такие стрелы воин использовал, когда видел перед собой хорошо защищенного противника, обычный наконечник не пробивал панцирные пластины, - рассказал Евгений Данченко. - Оперенья "бронебойных" стрел окрашивались в оранжевый цвет, чтобы воин при столкновении с противником в хороших доспехах мог быстро и безошибочно найти его в колчане среди других стрел. Сейчас, например, тоже отмечают трассирующие пули.

Еще одна интересная находка, - шумящая женская подвеска "антижених". Издавая звук, она предупреждала потенциальных женихов, что идет замужняя женщина, и нечего к ней приставать.

За восемь полевых сезонов при Данченко была вскрыта площадь в 3,5 тыс. кв.м., исследованы котлованы трех жилых построек, сотен хозяйственных ям, 86 погребений.

Кызыл-Тура расположена в очень удобном для обитания месте. Мыс возвышается над окружающей местностью на 11-12 м, что не могли не оценить древние сибиряки при создании оборонительных сооружений. У подножия террасы протекает приток Иртыша - река Утускун.

Кызыл-Тура считается первым стольным градом Сибири, поскольку это письменно зафиксировано Ремезовым и другими летописцами. В незапамятные времена здесь правил некий царь Иртышак, после него Саргачик. По словам доцента Данченко, городищу около десяти тысяч лет

Известно, что в позднее средневековье с развалом Золотой орды в Кызыл-Туре обосновались потомки Чингисхана. Самый известный из них - упомянутый Ибрагим.

Тюменские князья Тайбугины были вассалами Ибрагима и исправно поставляли ему ясак. В 1480 году хан неожиданно прискакал с войском в Тюмень и убил своего вассала и зятя Мара Тайбугина. Объединив два престола, он перенес ставку в Тюмень.

«Зачем он так поступил, - думал я раньше.  - Неужели из-за комаров?».

Только побывав на месте древнего городища, кажется, начинаю догадываться. По размерам Кызыл-Тура раз в десять меньше древней Тюмени, с чем, похоже, не мог смириться тесть тюменского эмира Ибрагим. Завоевав город на Туре, он стал чеканить дирхемы с надписью "Султан высочайший Ибрагим-хан".

По данным исследователей, в конце 16 века отошедшая на второстепенный план Кызыл-Тура была завоевана казаками. Однако археологи не обнаружили следов сражений. Только в двух из 86 вскрытых захоронений найдены скелеты со следами насильственной смерти. Правая отрубленная рука в одной из могил лежала с левой стороны. У другого покойника на голове след, похожий на сабельный удар. Средневековые захоронения определяются как мусульманские. Скелеты лежат прямо, лица обращены в сторону Мекки.

Средневековых монет в Кызыл-Туре пока не найдено. Из-за ограниченности во времени, мне также не удалось откопать дирхемы с надписью "Султан высочайший Ибрагим-хан". Возможно, они будут найдены при копке правой, пока не тронутой части, где, по Ремезовской схеме, располагалась мечеть. Каменные останки ее и упавший минарет видел в начале 18 века путешественник Иоганн Фальк.

Мне хотелось подольше побыть в Кызыл-Туре, но меня ждал дед Шаукат, чтобы везти обратно в Усть-Ишим, пока дорогу не размыло окончательно. Злоупотреблять его добродушием не хотелось. Покидал мыс, где когда-то Ибрагим-хан восседал на расшитых подушках, с тяжелым чувством. Только когда приблизились к переправе, вспомнил, что не прочитал ду,а над развороченными могилами. Закрыв глаза, стал читать про себя аяты...

Автор: Калиль К.


Все статьи из этого номера

Комментарии (0)

    Оставить комментарий