X
Логин:

Пароль:
забыли?
Запомнить меня

Войти

МуслимИНФО » Страницы истории » Ислам в сибирской периодике

Ислам в сибирской периодике

Ислам в сибирской периодике

Если отправной датой появления публикаций в периодической печати о жизни сибирских мусульман считать с материалов тоболяка А. Маметова, помещенных в журнале «Иртыш, превращающийся в Иппокрену», издававшемся в Тобольске в 1789-1791 гг., то со второй половины 19 века материалы о духовной жизни тюркоязычных народов Сибири появлялись в разных изданиях.

Так, в созданной в 1882 г. крупным научным исследователем, археологом, демократом Н.М. Ядринцевым газете «Восточное обозрение» с приложением «Сибирский сборник», краеведческая тематика была приоритетной. В ней, а также в «Вестнике Европы», «Русских ведомостях», «Русской жизни» и других изданиях Ядринцев публиковал статьи о жизни и быте коренного населения Сибири и его религиозных воззрениях. Ядринцев привлек внимание к сибирской проблематике широкого круга научной общественности, призвал к безотлагательному принятию мер для улучшения жизни «несчастного края», в первую очередь, инородцев, коренного населения. Поэтому неслучайно публикации его нещадно критиковались представителями шовинистического направления.

Другой публицист, И.Юшков, в своей статье «Сибирские татары», опубликованной в «Тобольских губернских ведомостях» в 1861 году, подробно повествуя о племенном строении и образе жизни сибирских тюрков, пишет и об их религиозных верованиях.

В конце 19-го – начале 20 вв. немало материалов об отношении местных властей к исламу, об организации миссионерской деятельности православной церковью, было опубликовано в «Тобольских епархиальных ведомостях», издававшихся в 1882-1918 гг.

Благодаря светскому изданию – «Ежегоднику Тобольского губернского музея» - стало известно о более пятидесяти «астана» в тоболо-иртышском бассейне.

По указанию степного генерал-губернатора Г.А. Колпаковского в 1888 г. в Омске издавалась первая казахская газета в Сибири – еженедельник «Особое прибавление к Акмолинским областным ведомостям» - на русском и казахском языках. В дальнейшем она издавалась как «Киргизская степная газета» (1894-1902) и «Сельскохозяйственный листок» (1902-1905). В этих изданиях, кроме официальной информации, публиковались и произведения устного народного творчества, поднимались вопросы изучения казахского языка, соблюдения религиозных обрядов.

В начале 20 века газеты, издававшиеся на татарском и казахском языках на Урале и Сибири, важнейшие политические и социальные явления освещали с учетом национально-религиозных традиций. Даже общественно-политические, экономические и литературные газеты на татарском и казахском языках не могли быть газетами чисто светского направления.

Мало исследована периодика на татарском языке периода «белого» правления Сибирью, когда выходили газеты «Юл» (Дорога), «Халык сузе» (Слово народа), «Том сузе» (Томское слово), журнал Национального управления мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири «Мухтариат». В сохранившихся его единичных экземплярах установлено немало религиозных сюжетов, в частности активно обсуждался вопрос создания национально-культурной автономии мусульман и содержались призывы вступать в «Мусульманский отряд зеленного знамени» для борьбы с большевиками.

Особенно увеличилось количество газет, издававшихся на национальных языках, в период событий 1917 года и после Октябрьской революции. Особенно популярной среди татар и башкир уральского региона была газета «Коммунист», позже, в 1925 году, переименованная в «Сабан hэм чукеч» (Плуг и молот), а в 1930-м – в «Социализм юлы» (Путь социализма).

В 1919-1921 гг., как органы мусульманских секций при губернских и городских комитетах РКП, издавались политические, экономические, литературные газеты на татарском языке: в Иркутске «Кызыл Шарык» (Красный Восток), Томске – «Себер юксылары» (Пролетарии Сибири), Омске – «Азат Себер» (Свободная Сибирь).

В Тюмени в 1922 году мусульманской секцией губернского комитета партии на татарском языке выпускалась газета «Юксыллар чаткысы» (Искры пролетариата).

Одной из неотъемлемых составных частей данных СМИ была антирелигиозная пропаганда. Некоторые публикации были агитационного характера, призывающего отказаться от религиозных обрядов и праздников, выступить за передачу мечетей под объекты культуры. Другие материалы освещали советскую антирелигиозную политику, требовали активизации антирелигиозной работы, излагали взгляды классиков марксизма на религию. На страницах газет сообщались заявления имамов, добровольно отказавшихся от несения службы в мечетях.

Так в газете «Сабан hэм чукеч» 18 декабря 1929 года были опубликованы сообщения муадзина п. Карагай Тобольского округа Кашапова Ю., муллы д. Ревда Ялуторовского района Р.Сайфуллина, муллы д. Митькино Чернаковского района А.Ниязова, муллы д. Варвара Ярковского района Бикшанова и муадзина И.Мухаммадиева о прекращении службы в мечетях.

В газете «Безбожник» от 20 ноября 1927 г., статье А. Полярного «Муллы наглеют», сообщалось об антисоветском настроении мусульманского духовенства Тобольского округа, выразившемся в скрытии своей враждебности заявлением о лояльности к государству. Автор рассказывает о разжигании фанатизма у татар Пушняцких юрт, организации вечерних намазов, агитациях и запугиваниях мусульман против поддержки коммунистов и комсомольцев. Называются имена мулл, которые прославились особым рвением. Сказано также о давлении на молодежь Саусканских юрт, вступившей в комсомол, которая после идеологической обработки перешла в мусульманскую общину.

О снижении религиозности среди мусульман в Тюменском и Тобольском округах говорится в статье п. Зорина (газета «Безбожник» от 2 января 1928 г.). Автор приводит факт отказа жителей юрт Подъемных содержать муллу. Когда в Казанские юрты приехал мухтасиб, пишет он, то был встречен так недружелюбно, что поспешил уехать. Из всего мусульманского населения Тобольского округа в религиозных общинах состоит лишь 25 процентов, сообщается в газете.

1 марта 1929 года в Тюменской окружной газете «Красное знамя», в статье «Против уразы и «Курбан байрама», сообщалось об антирелигиозном утреннике в татаро-башкирской школе-семилетке в Тюмени.

В газете «Омская правда» 18.01.1940 г., в статье З.Ишмухаметова «Курбан-байрам и его реакционная сущность», сообщалось о жертвоприношении 35 баранов в колхозе «Красный казах» Сорокинского района в 1939 году, о невыходе на работу в течении недели в Чебургинских юртах в дни праздника.

Об активизации мулл в Ялуторовском и Тюменском районах в дни Курбан-байрама рассказывалось в статье А.Иванова в «Тюменской правде» от 12 июня 1959 года. Здесь же сообщалось о жертвенных забоях овец в колхозе «Коммунизм» Тюменского района.

Довольно часто статьи антирелигиозного характера помещались в «Блокноте агитатора Тюменского обкома КПСС».

Автор: Изиль Гарифуллин, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник ТюмГУ


Все статьи из этого номера

Комментарии (0)

    Оставить комментарий