X
Логин:

Пароль:
забыли?
Запомнить меня

Войти

МуслимИНФО » Страницы истории » Тюмень – мать трех ханств

Тюмень – мать трех ханств

Тюмень – мать трех ханств

Тюмень имела несколько названий, подобно тому, как крепость Искер - столица Кучумова ханства - обладала параллельными названиями: «Каш лык», «Сибирь». В письменных источниках встречаются Чинги-Тура, Жанги-Тура, Цымги-Тура, а чаще всего просто Тура.

«Обладателем трона Туры», - именовал Бориса Годунова в своем панегирике бывший карача хана Кучума Кадыргали Жалаири после падения Сибирского ханства.

Чехарда с названиями и сыграла злую шутку при переводе С.Ибрагимовым на русский язык Тарих-и Абу-л-Хайр-хана (Истории Абулхаир-хана) Масуда бен Османа Кухистани, когда переводчик указал местом коронации хана Абулхаира Убайдуллаха в 1428 г. город Тару, а не Туру.

По мнению В.Трепавлова и других крупных исследователей истории тюркских ханств, коронация Абулхаирхана проходила в Туре/Чимги-Туре , а не в Таре - городке на севере Омской области. Ошибка в переводе Ибрагимова связана с особенностями арабской графики. Одна закорючка оказалась на полмиллиметра длиннее и «Тура» превратилась в «Тара». Сопоставление с другими сочинениями шейбанидского цикла показывает, что речь идет именно о Чимги-Туре/Тюмени. В частности «Шейбани-намэ» Камаладдина Бинаи начинается с сообщения о том, как Абулхаир-хан, покидая Чинги-Туру, передал должность даруги (ханских наместников) отличившимся воинам.

Как оказался Абулхаир-хан Убайдуллах Первый, правитель огромной кочевой империи, простиравшейся от Западной Сибири до Бухары, в начале своей карьеры в тюменских краях?

С распадом Золотой Орды и исчезновением с исторической арены ханов из династии Бату-хана, о своих правах на «трон Саина» заявляют несколько ветвей «Дома Джучи», в том числе и потомки Шейбани бен Джучи. Один из них - молодой Абулхаир, поддерживаемый ногайцами.

Согласно «Истории» Кухистани, Абулхаир родился в 1412 г. (816 год по хиджре). В юности он служил у своего дяди Джамадук-хана, возглавлял левое крыло его армии. В сражении с ногайцами родственник погиб, сам Абулхаир был захвачен в плен.

Вот как это описывается у Кухистани: «В это время Абулхаир-хан, которому было 16 лет, по предопределению щедрого подателя, был взят в плен Сарыг-Шиман-мангытом. Так как милости безграничные Бога Всевышнего и Всесвятого [в отношении] положения такого царевича были подобны морю, Сарыг-Шиман узнав Его Величество Абулхаира взял [его] под [свою] защиту и охрану и проявил много старания в деле прислуживания. После некоторого времени [Сарыг-Шиман], снабдив Абулхаира лошадьми добрыми и вооружением соответствующим, разрешил ему возвратиться [домой]».

Юный султан, «обладатель ангельских качеств, в надежде на благополучие и счастье остановился в лагере Алаш-багадура, старшего бека аймака главного. Алаш-багадур и другие вожди могущественные великих племен того султана могущественного почитали и уважали и, опоясавшись поясом искренней дружбы и служения, с утра до вечера беспрекословно исполняли службу».

В возрасте 17 лет Абулхаир, окруженный верными людьми, приготовив «орудия завоевания и покорения мира... обратил поводья завоевателя вселенной» в сторону города Тура. Штурмовать город, однако не пришлось.

«Когда знамена победы бросили тень прибытия над головами жителей города, - пишет Кухистани, - Ададбек-буркут, который был хакимом города Тура и Кебек-ходжа-бий-буркут го всеми эмирами, вождями, начальниками войск в полном согласии пройдя через двери содействия и подчинения, стали мулязимами 28 повелителя мира».

Почему именно в сторону Чимги-Туры молодой султан в первую очередь «обратил поводья», а не куда-нибудь в другое место? Этому есть свое объяснение.

Слово «тюмень» в переводе с тюркских языков означает «низкий», «подчиненный». За все время существования Золотой Орды в Сибири правила династия князей из рода Тайбуги. Весь Дешти-Кипчак управлялся потомками Чингисхана, но только на Тюменском троне сидели нечингизиды, которые правили государственным образованием, являвшимся «тюменью» (подчиненной, вассальной) по отношению к государству чингизидов -Золотой Орде. Поэтому, конечно, юному Абулхаиру легче всего было занять трон региона, на который никто из других чингизидов не мог заявить легитимные права.

Чимги-Тара становится «местоприбыванием трона государства и столицей». На коронации Абулхаир-хана присутствовал весь цвет ногайской и местной элиты.

«Султаны могущественные, эмиры великие и сейиды, предводители высокопоставленные родов великих склонили голову повиновения и служения перед фирманом его, и все вместе. преклонив колени, совершили приветствие и пожелание всякого благополучия. Абулхаир-хан исполнил обычай и адат, который при восшествии султанов правоверных на трон ханствования и престол правящего всем миром был известен среди них».

Сарыг-Шимана-мангыта, который год назад пленил его, молодой хан «отличил царскими милостями и дарами» и «так возвысил его в степенях высоких и сановных, что [он] стал предметом зависти эмиров великих и султанов могущественных».

Сделав Чимги-Туру столицей своего ханства, Абулхаир хан начинает завоевательные походы на юг. В 1430 г., он разбивает у реки Тобол армию шейбанида Махмуд-Ходжа-хана (предка Кучума), основного соперника за власть в Сибири, и берет в жены его вдову «Аганак-Бегим-Бике, которая [по красоте своей] спорила с луной».

Кухистани пишет, что по после победы и одоления Абулхаир-хан направил «поводья коня счастливого в сторону орды [своей] августейшей», т.е.

Чимги-Туры. «Предводители войска и вельможи двора, приюта халифства, придя к трону [Абулхаир-хана], убежища халифского достоинства, преподнесли ему поздравление с победой». В свою очередь молодой «глава великих ханов, [хан] победоносный приказал, чтобы все воины [войска его] отправились в жилища и местопребывания свои и занялись весельем».

Летописец приводит сведения о мечети в Тюмени, сообщая, что Абулхаир-хан «по обычаю государя, заботящегося о благе своих подданных и распространяющего справедливость рукой, ласкающей друга и уничтожающей врага, с величием и гордостью проявил с приближенными и слугами владетельными своими старание великое и день и ночь проводил во дворце всевышнего и всесвятого [т.е. в мечети] в молении и служении».

Уже в следующем году Абулхаир покоряет Хорезм, затем овладевает Орду-Базаром, «который был столицей Дешт-и Кипчака» и «троном Саин-хана» (Бату-хана). В честь этого события была прочитана хутба и отчеканена монета с именем Абулхаирхана. Успех сопутствовал Абулхаиру

в военных походах. Под его властью оказалась вся территория от реки Яик на западе до озера Балхаш на востоке, от Тюмени на севере до Сырдарьи на юге.

Государство Абулхаира стремительно расширяется. В источниках империя его именуется по-разному: «Улусом Шейбана», «Государством кочевых узбеков», «Узбекским ханством», «Кыпчакским ханством», «Государством узбек-казаков».

Около двадцати лет Чимги-Тура была столицей Абулхаирхана. Покидая навсегда север своей империи, город, который возвысил его, Абулхаир передает Туру/Тюмень самым верным людям, когда то способствовавшим его воцарению.

Вот как выглядит в переводе отрывок текста Бинаи: «Общество (джама'ат) эмиров, которые во время казачества [Абу-л-Хайра] жертвовали собой, стали причиной могущества хана... Это общество эмиров [Абу-л-Хайр-хан] за благожелательство [их] удостоил назначением на должность даруга вилайета Чинги-Тура».

Наместниками в Тюмени хан оставил батыров из родов кушчи, найман, уйгур, курлаут, ички, кирай (вероятно, керей), дурман.

В новой столице, г.Сыгнак на юге империи, Абулхаир-хан безраздельно властвовал десять лет, пока в 1457 году не потерпел поражение от калмыков. Оставив город, хан ушел в степи. Вскоре после поражения от калмыков часть его подданных под предводительством джучидов Джанибека (Жаныбек) и Гирея (Керей) (из ветви Орда Ежена) отмежевалась от Абулхаира и ушла в Моголистан, где за ними закрепилось название «казаки/ касаки» (т.е. мятежники). В 1468 году Абулхайр выдвинулся в поход против мятежных казаков (казахов), но умер по дороге.

Сорок лет Абулхаир-хан единолично правил кочевой империей, которая распалась сразу после его смерти. Сына его Шейх-Хайдара свергали лидеры с разных концов Дешти Кипчака, в том числе Ибрагим (Ибак) б. Махмудек, будущий правитель Тюменского ханства, дед Кучума.

Трон Абулхаира попытался вернуть его внук Мухаммед Шейбани, но, потерпев поражение от казахов Джанибека и Кирея, он увел свою рать в Среднюю Азию, где легко разбил потомков Тамерлана и основал отдельное Узбекское ханство.

Таким образом, на месте Империи Абулхаира, родившейся в центре нынешней Тюмени, возникли три государственных образования - Узбекское ханство Мухамеда Шейбани, Тюменское/Сибирское ханство Ибрагима Шейбанида, Казакское/Казахское ханство Джанибека и Гирея.

Все течет, все меняется. Мать городов русских Киев оторвалась от своих «детей». Мать трех ханств тюркских Тюмень, когда-то эпицентр Сибири, оказалась уже даже не в составе Сибирского федерального округа, а соседнего Уральского. О том, что острый мыс в центре Тюмени, который горожане до сих пор называют «Царевым Городищем», являлся цитаделью Абулхаирова, а затем Ибрагимова ханства, известно немногим.

Известно, что глава тюменских служилых татар-казаков Матмас Ачекмасов вместе со своими людьми помогал строить Тюменский острог, а живших в Чимги-Туре бывших подданных хана Кучума только в 1609 году переселили в Бухарскую слободу за Турой.


Все статьи из этого номера

Комментарии (0)

    Оставить комментарий