X
Логин:

Пароль:
забыли?
Запомнить меня

Войти

МуслимИНФО » Страницы истории » Сибирские сеиды на службе исламу

Сибирские сеиды на службе исламу

Сибирские сеиды на службе исламу

На этой известной краеведом фотографии в центре восседает казначей общества мусульман-прогрессистов Тобольска Тохтасын Аймухаметов, организовавший строительство соборной мечети в татарской слободе.

 Рядом зятья: справа тобольский купец Мухамад-Сафар Ченбаев, слева тарскаий купец Абдул-Фаттах Айтикин, представитель рода сеидов, потомков Пророка, мир ему, строивших первую в истории Тобольской губернии каменную мечеть в городе Тара (ныне Омской области).

Любопытно, что каменную мечеть здесь заложили задолго до выхода в 1788 году известного указа царицы Екатерины об учреждении Оренбургского магометанского духовного собрания. Уже в плане города Тары за 1775 год, «высочайше» утвержденном императрицей Екатериной, имеется отметка о строящейся каменной мечети. Связано это с тем, что в Сибири был особый порядок взаимоотношений с мусульманами, разрешение на строительство мечети выдавалось губернатором Тобольского наместничества.

В этот период истории ахуном Тары был бухарец Абдурашид – родной прадед Абдурашида Ибрагимова, известного мусульманского политика, организатора первого съезда мусульман России в 1905 году, ставшего после эмиграции муфтием Японии.

При ахуне Абдурашиде и его соратнике – предводителе рода аялинцев Саид-Бабе - проходили основные работы по строительству первой в Сибири каменной мечети.

Строительство финансировали купцы Айтикины, родословная которых, согласно сибирскому источнику «Шеджире рисаля», восходит к Пророку Мухаммаду – через сеида Дин Али Ходжу.

Айтикины - потомки сеида Дина Али Ходжи, прибывшего в Искерский Юрт из Средней Азии по приглашению хана Кучума в составе второй миссии проповедников (всего из Бухары направлялось две крупным миссии).

В Искере Кучум женил молодого сеида на своей дочери Лейле-Каныш, рожденной от брака с Лайлу-бек, которая приходилась дочерью казахскому хану Шигаю. Второй ребенок от этой жены, сын Кучума Арслан, впоследствии занимал трон Касимовского ханства.

С падением Сибирского ханства Дин Али Ходжа с женой Лейли-Каныш и сыновьями (их имена Султан-Мухамед, Сеид-Мухамед и Ак-сеид) переселился в Тару.

Нас интересует ветвь сына по имени Сеид-Мухамед. Согласно родословной, от него родился Мир-Али сеид (Мыралы), от последнего - Хайдар ходжа, от него - Ярым-сеид. Как видно из щеджире, сибирские сеиды давали детям имена ушедших в мир иной дедов и отцов. Ярым-сеид назвал своего сына также в честь отца – Хайдаром. И этот Хайдар Ярымович имел второе имя - Айтука (отсюда Айтикины). Возможно, это было ласкательное обращение с детства.

В ревизской сказке 1795 г. Хайдар записан как Айтыка Ярымов, сообщает омский историк С.Татауров. Годы жизни Хайдара - 1752 - 1808.

Наибольшую известность из четверых детей Хайдара обрел Нияз Айтикин. Когда русские купцы начали развивать торговлю с Китаем они пришли в Кяхту путем, «проторенным» Айтикиными.

«Торговали к тому времени на Кяхте Тарские бухарцы Айтыкины. Тарские купцы еще в XVIII в. поставляли к китайской границе пушнину, в основном местного горностая, пользовавшегося большим спросом. Но со временем интенсивное наступление человека на природу внесло свои коррективы в номенклатуру купеческих товаров», - сообщает тарский историк А.Жиров.

Нияз Айтикин ушел из жизни в 1847 году и похоронен на кладбище д.Себеляково Тарского района Омской области. Надмогильный камень - кайрак - был обнаружен в 2006 году в ходе этнографической экспедиции Омского филиала Института археологии и этнографии СО РАН (рук. к.и.н. С.Н. Корусенко) в д. Себеляково. Надпись на камне была расшифрована Д.Мухамедшиным и А.Бустановым и в переводе на русский язык выглядит так:

(1)   Это место упокоения

(2)   Хаджи Нийаза сына Хайдара умершего

(3)   по душе

(4)   благословление.

(5)   В марте 1847 года в мир вечности переселился.

(6)   Да будет обширна милость Аллаха.

Нияз Айтикин оставил после себя четверых сыновей - Абдул-Фаттах (зять Тохтасына-хаджи на фото), Рахматулла, Насретдин, Наджмитдин.

Братья имели кожевенный и стекольный заводы, пароходы, шили обмундирование для личного состава Сибирского казачьего войска. Они же содержали медресе в Таре и строили мечети.

Один из документов госархива Омской области за 1868 год гласит: «Тарский 1-й гильдии купец бухарец Рахматулла Ниязович Айтикин и его брат Насретдин 7 июня 1868 года были пожалованы царем, согласно представлениям генерал-губернатора Западной Сибири и военного министра серебряными медалями: Рахматулла Айтикин - на Александровской ленте и Насретдин на Станиславской ленте за услуги, оказанные Военному министерству».

До строительства города Омск московский тракт, соединявший восток империи с западом, проходил через Тару, что способствовало быстрому развитию города. От Кяхты до Ирбита были раскиданы торговые точки и предприятия Айтикиных. Их пароходы «Работник» и «Тара», построенные на Тюменской судоверфи, курсировали по Тоболу и Иртышу по линиям Тюмень-Тобольск-Павлодар-Семипалатинск. Особое уважение у народа, однако, вызывало не богатство Айтикиных, а их родословная сеидов.

В одном из своих воспоминаний Абдурашид Ибрагимов пишет, что в 1823 году его дед Ибрагим покрыл крышу Тарской мечети железом и собственноручно выкрасил ее в зеленый цвет, сказав, что не «позволит неверным залезать на крышу мечети».

Наряду с предпринимательской деятельностью братья активно занимались благотворительностью. Абдул-Фаттах содержал тарское медресе. Братья строили мечети в татарских аулах, в городе Павлодаре. Насретдин Айтикин открыл в Таре библиотеку.

Со строительством железнодорожного сообщения Екатеринбург-Тюмень-Омск старинные центры – Тобольск, Тара, Ирбит - потеряли прежнюю роль, но братьям-купцам банкротство не грозило. Их магазины успешно работали и в новых центрах по новой «дороге жизни». «Торговый дом Айтикиных» исправно работал вплоть до революции.

Период сталинских репрессий пришелся на время жизни правнуков и праправнуков купцов, когда они вспомнили, как о «классовых врагах». На сайте правозащитного общества «Мемориал» в списке жертв репрессий упоминаются Айтыкины, уроженцы Тары, проживавшие на момент ареста в Таре и казахстанском Павлодаре.

- Айтыкин Ади Назирович, родившийся в Таре в 1880 г., приказчик-торговец в Павлодаре. Арестован 26 декабря 1937 г., приговорен тройкой УНКВД по Восточно-Казахстанской области по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР. Расстрелян 6 марта 1938 г.

- Айтыкин Махмуд-Рифат Абейдулович, родившийся в Таре 1892 г. Арестован 15 октября 1937 г. Приговорен тройка при УНКВД по Омской области, расстрелян 5 ноября 1937 г. в Таре.

- Айтыкин Миркадам Каршакович. Родился в 1872 г. в Таре, приемщик кожи в Павлодаре. Приговорен тройкой УНКВД по ВКО 29 декабря 1937 г. к ВМН.

- Айтыкин Тауфик Назырович. Родился в 1883 г. в Таре; татарин; кассир окрпотребсоюза г. Тара. Расстрелян 5 ноября 1937 г.

- Айтыкин Якуп Сейтфатталович. Родился в 1884 г. в Таре, маслодел, проживал в Павлодаре. Приговорен к расстрелу тройкой УНКВД по ВКО 15 февраля 1938 г. по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР.

Каменную мечеть в Таре разрушили в 1935 году на комсомольском субботнике. В нижнем посаде города сохранился один из домов. Раньше, как информирует портал «Тарагород», в здании располагалась вечерняя общеобразовательная школа, в настоящее время оно пустует.

 

При подготовке материала были использованы следующие материалы: Бустанов А.К., Мухаметшин Д.Г. «Кайрак из аула Себеляк: новый памятник сибирско-татарской эпиграфики», Валеев Ф.Т., Валеева А.Ф. «К вопросу о роли образования в развитии торгово-предпринимательской деятельности сибирских татар во второй половине XIX – начале ХХ вв».К.Кабдулвахитов «Сибирские сеиды и купцы Айтикины» (ИсламРФ), «Первую каменную мечеть Сибири строили потомки Пророка» (ИсламНьюс). Татауров С.Ф. «Купцы Айтикины: несколько страничек к истории семьи».


Все статьи из этого номера

Комментарии (0)

    Оставить комментарий