X
Логин:

Пароль:
забыли?
Запомнить меня

Войти

МуслимИНФО » Страницы истории » В Казарово школа - в бывшей мечети

В Казарово школа - в бывшей мечети

В Казарово школа - в бывшей мечети

В Казарово убеждены, что здание их школы, где до революции была мечеть, построил известный меценат из Ембаево Нигматулла Кармышаков-Сейдуков.

Возможно, это не совсем так. Согласно архивным документам, деревянную мечеть в Юртах Казаровских в 1820-х годах построил бухарец Таулетбак Абдуцалимов Маппаров. Через шестьдесят лет мечеть сильно обветшала и в 1885 году перестроить ее взялась жительница Ембаево Бибичамал Апсалямова – супруга Хайбуллы Сейдукова.

В сообщении Тюменского губернского управления отмечается, что «…других мечетей в юртах Казаровских нет, перестроить старую нужно», а также: «Бедные прихожане юрта Казаровских не в состоянии что-то сделать по строительству мечети… Бибичамал Апсалямова изъявила желание за свой счет, не требуя от прихожан и казны, перестроить эту мечеть на каменном фундаменте и вместо старого леса использовать новый, на той же самой площади, где находится старая мечеть».

В сообщении также отмечается, что прихожане «заявили, что после перестройки мечети они обязуются ремонтировать и обеспечить отопление, содержать духовенство. Проект перестройки Тобольская губернская комиссия по строительству одобрила и не оказывает препятствия, и обязала окружное полицейское управление вести наблюдение за правильным ведением перестройки мечети».

Но разве может быть неверной народная молва! Возможно, на самом деле средства Бибичамал-ханум давал и Нигматулла.

По документам, в 1882 году прихожан в Казарово было - 75 «мужескаго» пола, 65 – женского. Сегодня, кажется, меньше.

В 1886 году имам-хатыбом и мугалимом в Казарово служил Мустаким Саликов, утвержденный в звании с 3 мая 1869 года.

После него должность муллы в Казарово занял Хуснутдин Ярмухамедов (отец Хамида Ярми), выходец из Юрт Андреевских, ставший в восемь лет сиротой, и взятый на попечение Нигматуллой-хаджи Кармышаковым.

Хуснутдин окончил Ембаевское медресе, учился в Башкирии и Татарии, прежде чем к сорока годам окончательно вернуться на родину, жениться здесь и стать имамом. В 30-е годы, как бывший мулла, он был выслан в Урманай, за Уват, в Ханты-Мансийский округ, где и умер. По словам старшего научного сотрудника областного краеведческого музея Насии Уразовой, Хуснутдин похоронен на правом высоком берегу Оби.


Все статьи из этого номера

Комментарии (0)

    Оставить комментарий