Мальчик в тюбетейке на нижнем фото - Рифгат Тубаев, ныне пенсионер, ветеран Великой Отечественной войны, участник Сталинградской битвы. На этом снимке он с мамой, сестренкой и родственниками по материнской линии - семьей дяди, муллы Мавлюта Рафикова.
Дед по матери Джамалутдин Рафиков служил указным муллой в Юртах Верхне-Ингалинских Сингульской волости, ныне деревня Верхний Ингал в Исетском районе. Ровно сто лет назад, в 1910 году, он привез с Ирбитской ярмарки швейцарские настенные часы, по которым до сих пор его потомки сверяют время. Часы за сто лет ни разу не ломались, они словно вечный двигатель, отчитывающий секунды, минуты и года до конца истории.
Сыновья муллы Джамалутдина пошли по стопам отца и тоже получили духовное исламское образование.
Старший сын Мавлют (мужчина на нижнем фото) был муллой в деревне Сингуль Татарский Ялуторовского района. В памяти земляков он сохранился как справедливый, работящий человек, а главное для тех времен - небогатый, поскольку в мрачные 20-30 годы опасно было жить с достатком, без труда можно было попасть в категорию классовых врагов.
Мавлют, как и другие крестьяне Юрт Сингульских, занимался земледелием, однако это не остановило карательные органы. НКВД, согласно спущенному сверху лимиту на расстрел, нужно было набрать необходимое количество людей, подлежащих расстрелу. Под раздачу в первую очередь попадали бывший духовные служители, бывшие белогвардейцы, «кулаки».
Мавлюта Рафикова арестовали 20 мая 1938 года. Старейший житель Сингуля Татарского 96-летний Калбай Латыпов помнит, как милиционеры вели по улицам села уважаемого человека.
Десятого июня тройка НКВД приговорила Мавлюта Рафикова к смертной казни. Через неделю муллу расстреляли в подвале здания на улице Семакова.
Младший сын Абдулхак был назначен муллой в деревню Кыштырла Тюменского района. На групповой фотографии тюменских шакирдов, учившихся в медресе города Троицк, он стоит в заднем ряду крайний справа.
В период сталинских репрессий за Абдулхаком Рафиковым тоже пришли из НКВД. По приговору тройки его приговорили к высылке на северный Урал. Стране, «где так вольно дышит человек», нужны были сотни бессловесных рабов на стройках коммунизма. Осужденные по надуманным обвинениям «враги народов» отлично подходили на эту роль.
В детские годы Рифгата Тубаева в Верхних Ингалах было две мечети, каменная и деревянная. Обе они были разобраны в период государственного атеизма. Сегодня в ВерхнихИнгалах вновь поднимают Дом поклонения Всевышнему. В деревне недавно зарегистрировали мусульманскую религиозную Рифгат Тубаев много лет жизни посвятил педагогической дятельности, 20 лет был директором школы в Верхних Ингалах организацию, единственную в Исетском районе и первую общину правоверных со времен советских репрессий. Новая мечеть из красного кирпича в Верхних Ингалах также станет первым Домом Всевышнего в Исетском районе, где больше нет сел и деревень с компактным проживанием татарского населения.
Комментарии (0)