Тюменский краевед Ришат Рахимов дополнил версию более раннего принятия ислама в Сибири еще одним весомым аргументом, изучив маршрут движения каравана миссионеров.
Длительное время в ученой среде господствовала точка зрения, согласно которой Сибирь была исламизирована в 1394-95 годы шейхами, направленными из Бухары Багаутдином Накшбанди. Теорию эту выдвинул на рубеже 19-20 вв. тюркологНиколай Катанов, который, переведя обнаруженный им в Тобольском музее рукопись «сачара», пришел к выводу, что под Багаутдином в тексте имеется в виду Накшбанди. В сачаре на арабской графике указано лишь имя инициатора похода – Багаутдин, а это имя носил не только Накшбанди.
Рахимов подверг сомнению дату похода по следующим основаниям:
1.В 1394 году Багаутдина Накшбанди уже не было в живых.
2.Бухара в тот период истории находилась под властью Тимура, о котором нет ни слова в «сачаре», правителем там указан другой.
3.В конце 14 века Сибирь уже была мусульманской, об этом свидетельствуют имена правителей, княжество Тайбугинов входило в состав Золотой орды, где ислам стал господствующей религией в начале 14 века.
Рахимов выдвинул свою версию даты принятия ислама в Сибири – первая половина 13 века. Инициатор похода - , суфийский наставник из Бухары Багаутдин аль-Балхи, отец суфия Джалалатдина Руми. Именно этот Багаутдин, имевший огромный авторитет мог объединить в один отряд представителей различных суфийских братств и направить в далекую Сибирь.
Ни в одном из старинных рукописей «сачара» не упоминается Чимги-Тура, столица, куда должен был бы направиться караван миссионеров, подкрепленный ханским отрядом, если бы поход состоялся в конце 14 века, а не раньше. Вместо этого шейхи пошли вдоль реки Ишима на север. Почему?
Сопоставив все данные из собранных материалов, мы предполагаем, что миссионеры после соединения в Средней Орде с Шейбани-ханом (территория нынешнего Казахстана) вышли к р. Ишим и двигались вдоль нее (возможно, и непосредственно водным путем) на север, - пишет Р.ахимов. Пройдя степную и лесостепную зоны нынешней Тюменской области, миссионеры вышли в лесной зоне к левому берегу Иртыша (Усть-Ишимский район Омской обл.). В текстах говорится, что у берегов Иртыша шейхи «учинили великое сражение за веру». А как же бассейн реки Ишим? Ведь это были исконные территории предков сибирских татар. В текстах о Приишимье говорится: «Там имели кочевья: народ Хотан, также народы Ногай и Кара-Кыпчак… – все это были татары, поклонявшиеся куклам». Тем не менее, в рукописях информации о сражениях на р. Ишим нет. Это подтверждается и отсутствием астана в бассейне р. Ишим (не считая устья). Однозначных объяснений этому нет. Возможно, к приходу данной группы миссионеров, население лесостепной зоны бассейна р. Ишим уже было мусульманами, либо оно добровольно приняло ислам, или же им было известно о предстоящем походе миссионеров, и они …бежали и построили свои дома за Иртышом. Некоторые в Хотайскую (китайскую Р.Р.) сторону…» [Рахимов, 2005, с. 178-191].
Первые астана на пути следования миссионеров появляются на Иртыше близ устья р. Ишим – у современного селения Большой Буран (Тюрмитяки) Усть-Ишимского района Омской области. Выйдя к Иртышу, миссионеры двигались в основном в северо-западном направлении, что подтверждается наличием мавзолеев у селений Большая Тебендя, Саургачи, Малая Бича Усть-Ишимского района Омской области и далее на запад по Иртышу (Вагайский и Тобольский районы Тюменской области). Вверх по Иртышу они продвинулись на незначительное расстояние – около 85 км (Кипколлары и Кускун Тевризского района Омской области).
Вниз же по Иртышу (на протяжении около 1100-1200 км от устья Ишима до селения Цингалы Ханты-Мансийского района ХМАО) и далее по его притокам нами выявлено и изучено 77 мавзолеев.
Путь мусульманских подвижников неслучайно проходил по водным артериям – население Сибири издревле селилось по берегам рек и озер. Водоемы не только обеспечивали людей питанием, но и служили транспортными путями. Дороги, соединяющие селения, также прокладывались вдоль рек. Постепенно спускаясь по Иртышу, миссионеры попадали в его притоки, поднимались по ним и продвигалисьвглубь региона. Когда водный путь кончался, до отдаленных поселений предков сибирских татар «шейхи» с завидным упорством добирались по труднопроходимым есам и болотам. Неслучайно, некоторые мавзолеи находятся среди болот в 30-40 км от рек и, зачастую, к ним ведут лишь пешие тропы. Если считать расстояние от Иртыша, как основного пути продвижения миссионеров, то до самых южных мавзолеев (окрестности нынешнего Ялуторовска) по прямой линии будет около 300 км, а если проложить предполагаемый маршрут по руслам рек Тобол и Тура, получится 600-700 км. Отметив расположение мавзолеев на карте, получим условный четырехугольник площадью более 3000 кв. км: его северо-восточный угол будет у селения Кускун Тевризского района Омской области, северо-западный угол у селения Цингалы ХМАО, юго-западный – у озера Андреевское в окрестностях Тюмени и юго-восточный – у с. Аромашево Тюменской области. Данный условный квадрат располагается в пределах двух зональных областей: лесостепной и лесной с подтаежной и южно-таежной подзонами, с разнообразными природными комплексами, со множеством крупных и малых рек, озер, болот и лесов. Большинство астана расположены на берегах рек или в непосредственной близости к пойме. На берегу Ишима – 2, Иртыша – 35, Тобола – 13, Вагая – 4, Агитки (правый приток Вагая) – 6, Туры (левый приток Тобола) – 3. Вдали от рек находятся 14 мавзолеев, большинство из них расположены на берегах озер в труднодоступных болотисто-лесных массивах подтаежной зоны.
По местонахождению мавзолеи можно разделить на четыре категории: 1) в черте поселений; 2) на кладбищах; 3) вблизи поселений; 4) вдали от поселений. Из 77 выявленных и паспортизированных нами астана в черте деревень и сел находятся 11; на кладбищах – 18; в лесу, в поле и на болотах в пределах 2-3 км от населенных пунктов (в т.ч., ныне нежилых) – 23; вдали от поселений – 25.
По каким критериям выбирались места для устройства астана? Вероятно, на выбор места влияло множество факторов: иногда это происходило в процессе военных столкновений, маршей. Возможно, в некоторых случаях смерть настигала шейхов в местах со сложными ландшафтными условиями (болота, тайга), что затрудняло перемещение покойного. Но можно с уверенностью говорить, что во всех случаях мавзолеи располагаются на сухих возвышенных местах, даже если находятся на берегах болотистых озер. В большинстве же случаев мавзолеи устанавливались по тем же принципам, что и кладбища. Возможно, на выбор места влияло и традиционное представление древних тюрков о ландшафтной модели мира, в которой равнинная часть – это территория для жизни и деятельности человека, авсе что выше или ниже ее имеет своих хозяев. Берег реки, озера или край леса являлись границей человеческого и других миров. Все выделяющиеся над общим ландшафтом объекты выделялись не только как ориентиры на местности, но и как маркеры территорий, где живут духи-хозяева мест. Возможно поэтому именно в таких «пограничных» местах устраивались кладбища и отдельные мавзолеи.
Таким образом, документальные источники в виде грамот хранителей астана, легенды и сама локализация выявленных мавзолеев, а также публикации путешественников, историков и картографов XVII – XX вв. свидетельствуют в пользу реальности похода мусульманских миссионеров, позволяют реконструировать предполагаемый маршрут экспедиции, а также рассмотреть ландшафтную приуроченность мавзолеев к природным объектам.
Имамы почтили шейхов, принесших ислам в Сибирь
В канун выборов президента в мечети на Мельникайте прошел меджлис, организованный узбекским обществом «Навруз» и посвященный памяти суфийских шейхов, принесших ислам в Сибирь.
Во вступительном слове глава «Навруз» Бахтияр Туляганов напомнил, что более 600 лет назад 366 шейхов пришли из Бухары в Сибирь, чтобы обратить в ислам предков сибирских татар, большинство шейхов покоятся в селах Тюменской области, за их могилами «астана» бережно ухаживают и чтят. Туляганов отметил, что сегодняшнее мероприятие посвящается дружеским связям между Сибирью и Средней Азией.
Историк Ришат Рахимов добавил, что среди шейхов были выходцы из Индии, Афганистана, современных территории Турции, Пакистана, сунниты и шииты, представители различных суфийских братств. Это был интернациональный отряд, сформированный бухарским шейхом Багаутдином. Историк сообщил, что ему удалось посетить, зафиксировать и провести картографирование 80 «астана». Рахимов преподнес в дар главе «Навруз» свою книгу «Астана в истории и культуре сибирских татар».
В меджлисе также выступили имамы Алишер Дедамирзаев и Руслан Абдуллин, а также представители разных национальных организаций. Общественники говорили о поддержке курса кандидата в президенты В.Путина. Поминальный меджлис завершился чтением аятов и дуа, в котором собравшиеся почтили память шейхов-миссионеров.
Комментарии (1)