Шестиконечная звезда (в иудаизме – Маген Давид) присутствует практически во всех религиозных культурах Западной Сибири, поскольку является древним солярным символом. Соответственно, это – не только знак иудаизма, а на территории региона звезда встречается в памятниках тенгрианства и ислама. В частности, над входом в Большую Ембаевскую мечеть она присутствует в сочетании с полумесяцем. На шамаиле [1] сибирских татар из музея д. Янтык Тюменского района (Инв. № 26) звезда расположена в центре и является, очевидно, проявлением более ранних, тенгрианских верований.
Звезда Давида зафиксирована как иудейский символ лишь в 1354 г., когда император Священной Римской империи Карл IV даровал евреям Праги привилегию иметь собственный флаг, который получил название «флаг царя Давида». Звездой была украшена также официальная печать общины [2]. Между тем как этот знак имел много значений. В частности, как астрологический символ Сатурна, или образ лилии, или взаимодействие двух начал Вселенной: небесного и земного и прочее. В космологическом плане, с чем связана солярная символика, звезда изображает шесть сторон света: север, юг и крайние точки восхода и захода солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния. Эти точки горизонта делят окружность на шесть равных частей [3]. Именно такое изображение находится на упомянутом шамаиле. В его центре – изображение круга (с надписями на арабском языке внутри и снаружи), разделенного на 6 равных частей. Так как деление произведено двойными линиями, то в круге фактически получается 12 зон, шесть из которых являются основными, значительно большими по размеру, треугольной формы. За счет двойных линий в центре получилась шестиугольная звезда, внутри которой – правильный шестиугольник. Данный шамаиль, кроме религиозного предназначения, является также древним лунным календарем, заимствованным из доисламских, тенгрианских верований, что выяснилось в процессе изучения его истории.
Если в иудейской культуре значимой является именно шестиконечная звезда, то для мусульман Западной Сибири – ее внутренняя часть, т.е. шестигранник. Именно в такой форме выполнены некоторые надгробные сооружения мусульманских «святых» – шейхов. Эти некрополи (астана) имеют в своей основе деревянные шестигранные замкнутые срубы, где вход вовнутрь запрещен. Эти места считаются сакральными для сибирских татар и являются местами поклонения.
Среди 25 астана, сохранившихся на юге Тюменской области, в виде четырехугольного сруба сохранилась только одна – Якушинская-1, а в виде шестиугольного сруба – 12: Аллагуловская, Баишевская, Юрумская и т. д. [4] Ссылаясь на источники, К.С. Садыков упоминал 35-40 астана в виде деревянных шестиугольных срубов, «которые до настоящего времени почитаются местными жителями за святые захоронения и оберегаются» [5]. Согласно дореволюционным источникам, в регионе находилось около 50 астана [6].
Шестиугольные гробницы известны с древности. В частности, А.В. Комар относительно ранних хазар в Северном Причерноморье отмечал: «Над рядовыми погребениями насыпался курган, над погребениями же знати строились каменные прямоугольные или шестиугольные мавзолеи» [7]. Шестиугольные гробницы в целом характерны для культуры тюрков Сибири, в частности, на Алтае из 435 исследованных объектов более 400 имели в основании шестиугольную форму [8]. В.В. Мерзликин пришел к выводу, что и Среднем Приртышье часть астана имела такую же форму [9]. В настоящее время в отдельных местах многоугольные (в том числе шестигранные) срубы ставят на сельских кладбищах на могилах особо уважаемых татар. Причем информаторы подчеркивают, что изготавливают такие конструкции только «хорошим» людям.
Особенностью минаретов как в XVIII–XIX вв., так и в настоящее время является часто встречающаяся шестигранная форма, что необычно для мусульманской архитектуры. В Тюменском регионе это представляется логичным явлением: минарет повторяет шестиугольную форму астана. Такие минареты расположены на десятках мечетей [10]. В связи с этим представляется не случайным, что архитектор Б. Цинке, зная местную культуру, на мечети с. Ембаево изобразил шестиконечную звезду в сочетании с полумесяцем.
Если у евреев звезда понимается как «печать Соломона», то ее внутренний шестигранник у сибирских татар – как «печать Пророка». Достаточно редкий экземпляр Корана с медальонами опубликован в монографии А.Г. и И.А. Селезневых, И.В. Белича [11]. Там «печати», украшающие поля, вместо окружности выполнены в виде шестигранников, внутри которых отсутствует текст (обычно в исламе там – имена Пророков), вместо текста – желтый фон. От каждого шестигранника, расположенного на полях, отходит еще по одной фигуре меньшего размера, но также шестигранной формы. Подобными «печатями» украшены не только поля, но и основной текст. Учитывая, что такие формы являлись сакральными, были отличительной чертой религиозных символов на территории Западной Сибири (и особенно – Тюменского региона), то можно с уверенностью утверждать, что данный книжный раритет имеет местное происхождение и создан сибирскими каллиграфами.
В культуре региона устойчивым элементом является шестигранник – внутренняя часть звезды, поскольку число «шесть» является магическим в шаманизме и тенгрианстве. Как у обских угров, так и у древних тюрков шаман имел «шесть пальцев», а «про некоторых шаманов говорят, что они за свою жизнь загнали шесть коней, т.е. сменили шесть бубнов» [12], на бубне «в верхней части обечайки устанавливали шесть столбиков, вырезанных из березовой губы» [13] и т.д.
Значение этого символического числа (и шестиконечной лучевой солярной розетки) Б.А. Рыбаков объяснял древним культом, связанным с поклонением снегу, т.е. снежинкам, имеющим форму шестиконечной звезды: «Кpисталлы снега, как пpавило, состоят из шести основных pадиально pасположенных лyчей, осложненных маленькими попеpечными чеpточками. Рисyнок снежинок pазнообpазен, но основy его всегда составляют шесть лyчей; pедко встpечаются снежинки из 12 лyчей и еще pеже – из тpех. Hо никогда не встpечаются снежинки, сконстpyиpованные из четыpех или восьми лyчей» [14]. Поклонение снегу автор связал с ассоциацией: «снежная вершина – небо – боги», что было характерно для некоторых этносов и племен, проживающих в других регионах.
Однако это объяснение представляется недостаточным. В основе мировоззрения древних лежало представление об устройстве Вселенной, о реальном и загробном мире, о переходе из одного мира в другой. Соответственно, и священные шестигранники должны были отражать эту идею. Если бы звезда / шестигранник на указанном шамаиле были просто календарем, то к ним не было бы столь сакрального отношения. Поэтому наиболее правдоподобной является версия о звезде как отражении двух начал Вселенной – земного и небесного.
Исследователь А.М. Черепанов предоставил уникальный экземпляр женского ювелирного украшения, где Маген Давид, являясь доминирующим элементом, соприкасается с находящимся ниже слева полумесяцем. Такое сочетание символов пока не обнаружено в других регионах России. Вероятно, в Западной Сибири иудейское искусство, так же, как христианское и исламское, впитало в себя древнюю солярную символику, причем сильнее, чем в других частях страны. В исламе это проявляется в использовании крестов и шестиконечных звезд; в христианстве – лунницы и православной скульптуры, которая вообще запрещается религией. Представляется, что такая «толерантность» символики является отражением религиозной терпимости сибиряков.
Бортникова Ю.А.,
преподаватель филиала ТюмГУ (г. Заводоуковск)
Панно с цитатой из Корана на арабском языке
Звезда Давида. Свободная энциклопедия Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Комментарии (0)