13 ноября в Салехарде прошла конференция «Пути сохранения межнационального и межрелигиозного согласия в Ямало-Ненецком автономном округе», эхо которой до сих пор гремит набатом в просторах интернет.
Последним напоминанием мы обязаны Р.Силантьеву, который на прошлой неделе договорился в своей статье «Экстремисты давят на газ» до того, что «к 2010 году концентрация ваххабитов в целом ряде населенных пунктов ХМАО и ЯНАО создала реальную опасность их захвата по кизлярскому сценарию. Это означает захват небольшого города бандформированием, уничтожение правоохранителей и сотрудников госструктур, возможно, захват заложников и удержание населенного пункта как минимум в течение суток».
Р.Силантьев и руководитель ИАЦ «Религия и общество» Алексей Гришин (на сайте которого была опубликована статья) оба принимали участие в конференции, где постарались представить виновниками всех несчастий духовные управления, не входящие в ЦДУМ.
Другой материал под громким заголовком «Исламисты готовят Сибирь к «часу Х», опубликованный в Росбалте по следам конференции, перепечатали десятки, если не сотни сайтов, в том числе «Военное обозрение» и ведущие информационные агентства сибирских регионов.
Статья активно обсуждается на форумах, в том числе военными, высказываются различные возможные варианты развитий событий на тюменском севере, который внезапно стараниями ряда авторов превратился в виртуальном пространстве в регион, где хозяйничают адепты экстремистских организаций.
Развивая тему радикализации мусульман региона, автор публикации приводит тезисы участника конференции А.Гришина, который еще совсем недавно рассматривался в северных широтах, как нейтральный государственный чиновник, занимавший должность советника администрации президента России, а сегодня не иначе как лицо, открыто играющее на стороне одного из ДУМов.
«Происходит неконтролируемый рост числа муфтиятов (уже сейчас их по стране более восьмидесяти), - говорит в своем выступлении А.Гришин. - Создание новых духовных управлений, не подчиняющихся крупнейшим мусульманским организациям, позволяет экстремистам выходить на официальный уровень и оттеснять традиционных мусульман от эффективного сотрудничества с государством, легализовать финансовые средства и хранить их на счетах в российских банках. Получив официальный статус, они требуют от власти земли под мечети и поддержку».
(Как известно, в бытность советником и первым лицом в Фонде поддержки исламской культуры, науки и образования этот человек сам способствовал появлению новых ДУМов).
Однако далее в статье нет прямого указания на те самые ДУМы, позволяющие «экстремистам выходить на официальный уровень». Есть только косвенный «намек».
Росбалт пишет: «Помимо существующего с советских времен Духовного управления мусульман Сибири (ДУМС), с 1990-х годов действует и Духовное управление мусульман Азиатской России (ДУМАР)».
А это уже неприкрытый обман. Никакого Духовного управления мусульман Сибири (ДУМС) в советское время в помине не существовало, тем более в ямальской тундре. Первая в истории автономного округа мусульманская организация была зарегистрирована в 1993 году – это община г.Ноябрьск «Иман-Вера», ставшая ядром Ямало-Ненецкого казыята.
ДУМАЧР было первой централизованной мусульманской организацией в истории Ямала. Позже в 2002 году был создан региональный муфтият ЦДУМ, в составе которого сегодня пребывает большая часть мусульманских организаций автономного округа. ДУМ Сибири же с центром в Омске появился только в середине 90-х годов. Влияние его на общины Тюменской области можно назвать менее, чем мизерным: из полутораста мечетей трех субъектов Тюменской области к ДУМ Сибири относятся только 2 мечети – в Надыме и г.Пангоды Надымского района.
Однако участники форумов, где обсуждаются тезисы материала с громким названием, в массе своей далеки от того, чтобы отличать одно ДУМ от другого: им уже указали на потенциального «врага».
Силантьев идет еще дальше: «Региональному духовному управлению мусульман Ханты-Мансийского АО в составе ЦДУМ удалось выбить ваххабитов из мечети города Покачи, однако в ответ те установили контроль над общиной поселка Березовский».
Называть общину Березовска ваххабитской – все равно, что обвинять индусов в издевательстве над коровами. Но понятно, в чей огород камень. Кто из тусующихся на исламской теме не знает, что березовским мусульманам с большим трудом удалось зарегистрировать в прошлом году в Югре единственную организацию от ДУМАЧР.
Известно, что в сложнопостроенной Тюменской области не Ямал, не Юг области, а Ханты-Мансийский автономный округ (где практически вся полнота «духовной власти» принадлежит ЦДУМ), является лидером по количеству уходов в «леса». Только за последний год было несколько случаев гибели югорчан на Кавказе. Стоит набрать в поисковике «боевик из Тюменской области», и поискать, откуда именно молодой человек прибыл на Кавказ, выясняется, что из Ханты-Мансийского округа, из тех самых городов, где мечети в составе духовного управления, интересы которого лоббируют авторы громких статей.
Но ведь по А.Гришину и Р.Силантьеву в тех регионах, где духовная власть принадлежит данному управлению, не должно быть никаких боевиков. А тут все наоборот, регион по уши в салафизме, как написал один из участников обсуждения. Чем объяснить такую тенденцию?!
И, напротив, в Березовском районе, где действует одна единственная на весь Ханты-Мансийский округ община ДУМАЧР под руководством Мисри Талибова не зафиксировано ни одного случая ухода «в леса». Как не было, и нет подобных случаев в мечетях АЧР на юге Тюменской области.
В чем проблема? Этот вопрос я не мог не задать главе ДУМАЧР во время недавнего визита в Тюмени. И вот как прокомментировал ситуацию муфтий Нафигулла Аширов:
- «Я давно отслеживаю эту проблему. Вернее, это не просто проблема, а большая трагедия, когда молодые, полные сил ребята, поддавшись своим эмоциям и ошибочным религиозным воззрениям, бросают себя в огонь братоубийственной войны. Конечно, я не берусь обвинять руководство духовных центров ХМАО в злом намерении или умышленном потакании этой явно нездоровой, но ставшей уже устойчивой тенденции в регионе, когда их молодежь уходит в подполье. Но все-таки я должен сказать, что вина руководства духовного центра в этом есть, пусть даже вина косвенная. Ответственность за мусульманскую молодежь лежит именно на людях, взявших на себя сферу духовного воспитания верующих. Руководство местного ДУМ не чувствовало, на мой взгляд, должной ответственности за духовную сферу, не утруждало себя диалогом с молодежью, пустив на самотек просветительскую деятельность среди молодых людей, отдав их в распоряжение интернета, где они и находили для себя «идеалы».
По словам муфтия, «молодежь, посещающая мечети, нуждается в духовном наставнике, ждет советов и наставлений от лидеров, помощи в выборе правильных жизненных ориентиров. Религиозные организации должны отдавать все свои силы, чтобы уберечь прихожан от проявления крайностей в суждениях. Наш успех в работе с мусульманской молодежью на юге Тюменской области заключается как раз в этом. Работа с молодыми людьми, поддержание постоянной духовной связи и наставничество поставлены Казыятским управлением во главу угла. Просветительские семинары для молодежи, духовно-патриотические летние лагеря, встречи с ветеранами, имеющими большой жизненный опыт, укрепляют связь поколений. Без этого человек теряет причастность к лучшим традициям своего народа, неразрывно связанным с нашей религией, поэтому на юге Тюменской области мы не имеем тех проблем. Комплекс активной общественно-религиозной деятельности помогает снимать многие вопросы, на которые порой молодежь не в состоянии самостоятельно найти ответы. Мудрая пословица гласит: «Под лежачий камень вода не течет». Мы должны работать раз избрали эту нелегкую стезю, а не почивать на лаврах».
Пальма первенства по уходам в «леса» принадлежит Нижневартовску, где нет ни ДУМАЧР, ни ДУМС, ни ДУМТО, ни какого-либо иного другого духовного управления. В Нижневартовске всегда было только ЦДУМ, но лоббистам хоть бы что, они нашли «виновного» на стороне и указали на «врага».
Хотя, кстати, на конференции сам уважаемый муфтий Ямала от ЦДУМ Хайдар Хафизов признал: «Да, в каждой мечети есть группа молодых людей, настроенных радикально, у них свои принципы, свои ценности, для них не существует авторитетов. И задача имама совместно с прихожанами их нейтрализовать. Это сложно – ведь многие имамы являются по сути хозяйственниками, он один, не всегда у него просто хватает времени на духовную деятельность. А зачастую бытовые конфликты искусно раздуваются в национальные, а потом и религиозные. И в этом могли бы, кстати говоря, помочь СМИ – нужны теле- и радиопередачи об исламе, публикации в газетах и журналах. Ничего этого нет, а без пропаганды дело с мёртвой точки не сдвинется».
Но заинтересованы ли люди, называющие себя исламоведами в решении проблем, когда им проще обвинить кого-то на стороне?!
Никто не отрицает наличие проблемы радикализма. Однако решать ее следует, не противопоставляя одно ДУМ другому, а может быть, напротив, объединяя усилия. Методы же, предлагаемые авторами вышеуказанных материалов, напоминают имитаторы цели, используемые военными летчиками для направления удара по ложному следу.
Поэт и палач рождаются в одной хижине, говорит восточная мудрость. Даже внутри одной семьи порой могут быть верующие противоположных взглядов, а они замахнулись на юридическое лицо, которое по факту физически не может быть приверженцем того или иного направления-течения, потому что, говоря простыми словами, у юридического лица нет души, чтобы симпатизировать чему-либо.
В последние дни А.Гришин предложил еще одну крайность – чтобы духовное наставничество в воинских частях не вели представители структур Совета муфтиев России, а только духовное управление под руководством лоббируемого им муфтия.
«О каком сохранении межнационального и межрелигиозного согласия в Ямало-Ненецком автономном округе может идти речь, когда пути и методы узкопрофильно исламского направления, нам навязывают люди, абсолютно дезориентированные в этой области?», - задается вопросом автор одного из материалов, посвященных конференции.
Будем надеяться, что эти методы навязываются обществу не с целью пустить по ложному следу.
Комментарии (0)