Один из уважаемых тюменских аграриев предложил члену Союза журналистов Валерию Иксанову приготовить материал о начале земледелия в Западной Сибири. И высокий человек, не в обиду ему будет сказано, заблуждался в своих понятиях.
По представлению агрария началось земледелие только с первых русских поселенцев сначала на подтаежных и таежных территориях нынешней Тюменской области, а затем на более плодородных почвах лесостепной зоны. То есть пахари продвигались, скажем, из-под Тобольска и Увата в современные Заводоуковский, Упоровский, Омутинский и соседние районы. На возражение Иксанова, что земледелием в Западной Сибири успешно занимались еще до прихода Ермака, аграрий махнул рукой, не желая даже слушать.
Стоит только сожалеть, что призывая к фактически вымышленному быту аборигенов, устраивая пляски на сабантуях, мы так и не удосужились хотя бы изредка на уроках краеведения в школах, на телевидении рассказать о жизни сибирских татар в средние века. Ответ аграрию, после некоторых исследований, получился более исчерпывающим. Во все времена, в том числе и до рождения Христа, в Западной Сибири занимались земледелием. Археологи представили множество тому подтверждений. Они до сих пор откапывают и находят поселения с высокой материальной культурой. Более того, Чимги-Тура еще в первой половине 15 века заявляла о себе на международной арене, претендуя на роль лидера за наследство Золотой орды.
Когда Ермак занял вконец ослабевшую Чимги-Туру, он нашел живущих около города татар богатыми хлебом и скотом, так что его люди не испытывали трудностей в добывании съестных припасов. О занятий коренного населения земледелием свидетельствуют археологические раскопки, проведенные в 1878-1880 годах М.С. Знаменским в окрестностях Тобольска на Чувашском мысу и возле Искера. Во время земляных работ археологи обнаружили такие орудия земледелия, как железные серпы, остатки жерновов, зернотерок, железный листообразный сошник. Хлебопашеству сибирских татар посвящены несколько страниц «Очерков по истории земледелия Сибири» В.И.Шункова, вышедшие в издательстве Академии наук СССР в 1956 году. Ученый пишет, что дорусское земледелие Сибири имело очень древние корни, уходящие ко II тысячелетию до нашей эры. Позднее пашенное земледелие развивалось прежде всего у тоболо-иртышских татар, занимавших территории по Тоболу, Исети, Пышме, Туре, Вагаю, Ишиму и Иртышу.
Шунков писал, что сохранилась отписка тарского воеводы А.Воекова в Москву от 4 сентября 1598 года, в которой указано, что Кучум имел посевы, где-то между Иртышом и верховьями Оби: «Пошел Кучюм царь с Черных вод на Обь реку… где у него хлеб сеян».
Возделываемые сибирскими татарами во второй половине 17 века площади по своим размерам равнялись русским крестьянским посевам. По описям 1686-1688 годов, каждое хозяйство в среднем имело 2,1 десятины посевов. Казенная десятина, как известно, равнялось 1,09 гекратам. Отдельные земледельцы пахали по 3,4,5 и 6 десятин. Хлеб в рационе сибирских татар занимал значительное место. Пахали они в основном сабаном, представляющим собой деревянный плуг на колесах с железными режущими частями. Сабан имел плоский металлический лемех и широкий отвал – деревянную доску, укрепленную под углом к лемеху. Это земледельческое орудие было более совершенным, чем европейская соха.
Одним из первых описаний более северного земледелия является разборная книга Михаила Трубчанкова (1621 год), отметившая пашни по Вагаю и Иртышу. Вне пределов распространения татарского земледелия можно назвать лишь пашни вогуличей по Тавде (в Таборах).
Комментарии (0)