Дом Нуртдина Ибрагимова, главы строительной организации «Застава Вахш», в поселке Казарово не похож на соседние дома. Один из приезжих гостей праздника в честь Дня Победы в прошлом году подумал, что здесь находится база мусульманского казачества Тюмени. Полумесяц над беседкой, военно-патриотические плакаты, парни в камуфляже, обелиск пограничникам Среднеазиатского военного округа, все увиденное навеяло гостя из Ханты-Мансийска на такую мысль. Ему пояснили, что хозяин дома – майор запаса, в прошлом командир заставы «Вахш» на таджико-афганской границе, ныне заместитель председателя общественной организации «Ветераны пограничники Тюменской области» и один из людей, благодаря которым в области возродилось и успешно развивается работа по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Парк пограничников с боевой техникой в Казарово, памятные стелы павшим в Великой Отечественной войне пограничникам и жителям поселка, памятник Железному Феликсу, зарницы, военно-патриотические выставки в школах, все это дело рук Нуртдина Ибрагимова и его близких друзей, товарищей по оружию. Кто же он, человек, которого крепко держат воспоминания прожитых лет на афганской границе у реки Вахш?
Нуртдин Нурулхакович Ибрагимов родился 21 июля 1960 года в д.Авазбакиево Ялуторовского района. В 1964-м семья переехала на родину отца в деревню Яр. Здесь будущий командир заставы «Вахш» пошел в первый класс и успешно окончил школу.
- В день окончания школы в кармане у меня уже лежал билет в Москву, - вспоминает Нуртдин Нурулхакович. – Документы на поступление в Московский пограничный институт готовил военкомат, и я был за них спокоен. Оставалось хорошо сдать экзамены. Я еще в школе мечтал стать военным. Когда в военкомате во время медкомиссии по приписному учету у нас спросили, есть ли желающие поступить в военное училище, пять человек из моего класса, в том числе и я, заявили, что есть.
Из списка учебных заведений Нуртдин Ибрагимов выбрал пограничный институт. Затем была проверка его по линии КГБ. Биография ничем не оказалась запятнанной. Вырос в трудовой семье, оба деда пали смертью храбрых в Великой Отечественной войне. Как и многие мальчишки 70-х годов рос с мечтой быть похожим на героев военных фильмов, много читал о войне, не пропускал военные фильмы. КГБ одобрила анкету для поступления в курсанты пограничного института.
В 1981 году Нуртдин Ибрагимов окончил МПИ КГБ СССР, получил погоны лейтенанта и был направлен на службу на таджико-афганскую границу.
Долгое время факт участия советских пограничников в военных действиях на территории Афганистана старательно умалчивался, а между тем боевая деятельность Группы пограничных войск СССР в Афганистане осуществлялась в 80-е годы на всем протяжении советско-афганской границы на глубину до 100 км и за ее пределами.
По прибытии на заставу, в сентябре 1981 года лейтенант Ибрагимов принял участие в первой боевой операции в составе СБО (сводного боевого отряда), которому была поставлена задача ликвидации крупного отряда, блокированного в ущелье. Первые чувства перед боем на афганской земле – волнение и страх, который присущ всему живому и вменяемому. Противник видит тебя со склона, ты его нет. Он хорошо знает местность, ты – нет. А что такое двигаться по горным тропам, когда на тебе 35 килограммов груза, и с высоты работает снайпер. Вертолет не может сесть и забрать раненых и погибших. Тактика бойцов афганской оппозиции непредсказуема, они действуют мелкими группами, чтобы сбить с толку. Сильны духом афганцы, не знавшие в своей истории поражения, но и советские воины не лыком шиты. Не зря сегодняшние талибы называют шурави более «хорошими врагами» и «достойными противниками», чем американские пехотинцы и солдаты НАТО.
В течение недели длилось то ожесточенное противостояние, закончившееся разгромом и рассеиванием афганцев. И хотя потом были другие боевые выходы, перекрытия караванных путей через пакистанскую границу, тот первый бой навсегда запечатлелся в памяти Нуртдина Ибрагимова.
Через границу в Таджикистан, когда мелела река Пяндж, мирные афганцы пытались в основном проникнуть за солодковым корнем, который они весь у себя выбрали. Ходили слухи, что они продают солодку через Пакистан в Индию, где корень высоко ценится в местной медицине. Вместе с мирными попасть в СССР пытались и немирные – чтобы установить мины-растяжки, как-то досадить стране, разместившей в Афганистане ограниченный контингент своих войск. Однажды у Тахта-Базара - это пограничный поселок на таджикской стороне - афганцы предприняли попытку захвата пограничного наряда. Зеленые фуражки дали им бой и отбросили назад в Афган.
В заставе Вахш прошли первые годы жизни детей Нуртдина и Риты Ибрагимовых – сына Ридана и дочери Анисы. Когда дети достигли школьного возраста, командиру заставы дали жилье в поселке.
Годы службы на границе протекли, как воды реки Вахш. С выходом в запас Нуртдин Ибрагимов работал инспектором народного образования в Калининском районо. С развалом СССР ушел в предпринимательскую стезю, занимался ЖД перевозками, затем основал строительную организацию с милым сердцу названием.
Поселок Казарово, где «дислоцируется» сегодня «Застава Вахш», с каждым годом приобретает в двух своих окраинах черты военного городка, благодаря деятельности заместителя ОО «Ветераны пограничники Тюменской области».
Боевую технику в парк пограничников в Казарово привезли, выпросив у военкома. Перевезли ночью на трале. Пушки своим ходом, прицепив к машинам.
Глава «Заставы Вахш» помимо патриотической работы ведет и благотворительную деятельность, организовывая праздничные встречи для ветеранов войны и трудового фронта, помогая мечетям Казарово и родного Яра.
Комментарии (0)