X
Логин:

Пароль:
забыли?
Запомнить меня

Войти

МуслимИНФО » Страницы истории » Аманат от наших предков-шейхов

Аманат от наших предков-шейхов

Аманат от наших предков-шейхов

В редакцию пришло письмо от жительницы казахстанского города Павлодар Закии Маликовны Баймаганбетовой, чьи предки проживали в Тобольской губернии.

 Мои родители - выходцы из рода образованных, благородных бухарцев. Мать моего отца (Инәкә) - дочь Шейха Шарифа. А отец моей матери - Мухаммад Садыйк (ших Садыик, Бухарич Садыик), сын шейха Шарифа, который относился к одной из ветвей шейхов, принесших Ислам в сибирские земли. Знахарство, проповедование религии - богатство от Всевышнего, которое от наших древних предков передалось нынешнему молодому поколению.

Отец моей матери Мухаммад Садыйк, будучи связан с политикой Сибири, поддерживал дружеские отношения с российскими купцами. Был членом Омской и Тобольской дум, а также, посещая и другие города, вел правительственные дела.

Во время коллективизации 1929 года, дедушка Мухаммад Садыик осознавая свое бессилие, отдал свою девятнадцатилетнюю дочь, мою маму, Альмижамал за сына своей старшей сестры, моего отца, Абдульмалика, 45-летнего вдовца с четырьмя. На это у него было несколько причин: во-первых, забота о судьбе своих дочерей, во-вторых, сохранение книг, принадлежащих мечетям и медресе. Потеряв вкус к жизни, дедушка Садыик, водрузив все свое имущество, вплоть до сельскохозяйственных инструментов, на телегу, спрятав среди многочисленных сундуков свои религиозные книги, отправил мою маму в деревню Эйре, которая находилась в 25 км от их деревни Таулы. Именно благодаря этому богатству моей мамы в Эйре был создан колхоз «Красный путь». Через некоторое время, после смерти маминых братьев и ее отца, она забрала к себе свою младшую сестру и племянников. Поначалу мой отец возглавлял новообразовавшийся колхоз, затем работал бригадиром и учетчиком, а также обучал детей в школе. Мама также, несмотря на большое количество детей в доме, не сидела сложа руки. Она успевала работать в двух местах, на ферме дояркой и санитаркой в школе, и еще присматривать за детьми. Среди тружеников всегда была в первых рядах. Мама собирала лен, коноплю, обрабатывала их и ткала одежду, и в трудные времена одевала всю родню.

В 1942 году наша семья переживала трудные времена. Отец, проболев тифом, более месяца провел в бессознательном состоянии. В это время врачи привели комиссию, которая решает заживо закопать больного, дабы не дать инфекция распространиться. Но мама, взяв ружье со словами: «Он еще живой и через 3-4 дня придет в себя», выгнала непрошеных гостей. На наши ворота была вывешена табличка, которая предостерегала людей от общения с нашей семьей. Когда через несколько дней отец пришел в себя, его очень обидело такое отношение со стороны врачей, и в 1948 году мы переехали жить в Казахстан.

Где бы ни жили мои родители, они всегда приносили пользу государству. Они распространяли религию, лечили людей. В то время, когда религия преследовалась законом, в нашем доме собирались люди, читали таравих-намаз, вели проповедь. На своей арбе отец отвозил людей с работы на религиозные уроки. И если бы мама выразила недовольство по этому поводу, то он обязательно бы ей ответил, что это аманат нашего отца шейха, что наши предки для сохранения религии покинули солнечную Бухару и отправились в Сибирь.

Чтением молитв и сур Священного Корана, отец с матерью лечили людей, которым, по словам медиков, могла помочь только операция. Очень часто врачи сами отправляли своих больных к моим родителям. А также мама с папой выполняли ту работу, которую поручал колхоз.

В нашем доме всегда было много гостей, проводились свадьбы, праздники, подготовка к которым была отдельным торжеством: резали барана, во дворе дома в казане готовили мясо, баурсаки и другие различные угощения. По вечерам перед сном родители читали нам сказки и рассказы, пели такие песни как «Актирма», «Уел», «Кара урман». Они также исполняли и песни собственного сочинения. Еще в довоенное время к нам в Сибирь приезжала группа людей для сбора фольклора, среди которых был и писатель Мусагит. В дальнейшем в выпущенным этой бригадой сборник «Иртешкә сәяхәт» были включены и песни моих родителей.

Наши предки шейхи являются нам в образе лебедей. Бывало, мама заблудится в лесу, к ней подлетал лебедь и указывал путь к могилам предков (астана), откуда она, почитав Коран, помолившись, спокойно находила дорогу домой. Мои дети, сын Абай и дочь Гульнар, - целители. Поначалу они этого боялись, случалось, звонили мне и испуганным голосом говорили, что около них кружат лебеди. Сейчас они встали на путь истины, читают намаз, сын совершил Великий хадж.

Автор: Перевод с татарского языка Энже Миргазизовой


Все статьи из этого номера

Комментарии (0)

    Оставить комментарий