X
Логин:

Пароль:
забыли?
Запомнить меня

Войти

МуслимИНФО » Аналитика » Имам Ялуторовска: нужно менять саму сложившуюся в мечетях систему

Имам Ялуторовска: нужно менять саму сложившуюся в мечетях систему

Имам Ялуторовска: нужно менять саму сложившуюся в мечетях систему

Интервью с главой мусульманской общины Ялуторовска мы начали с вопроса, который сегодня волнует многих сельских имамов и будущих выпускников медресе, с вопроса заработной платы.

- Раиль-хазрат, не так давно в одной из сельских мечетей я спросил молодого имама о размере его зарплаты. Он рассказал, что два года назад окончил Ембаевское медресе и с тех пор работает имамом мечети. За это время ни разу не получал зарплату, потому что ее нет как таковой. Живет на пожертвования и перебивается случайными заработками. А у него семья: жена, двое детей. Вскоре он оставил работу имама. Соответственно, мечеть перестала функционировать, открывается иногда по пятницам, уроки прекратились. Как вы считаете, решаема ли проблема в принципе?

- Я думаю, что решаема. В царское время вопрос решался так: разрешение на строительство мечети выдавалось только тогда, когда не менее двухсот человек письменно обязывались содержать мечеть и имама. Сегодня, конечно, этот вариант можно даже не рассматривать. На мой взгляд, следует взглянуть на ситуацию с другой стороны, поскольку обеспечить каждого сельского имама зарплатой действительно практически невозможно. Нужно пересмотреть сам подход к проблеме, менять саму систему. Я предлагаю такой выход:

В каждом селе с преимущественном татарским (мусульманским) населением есть свои почтенные старейшины, которых местный народ уважает, признает и будет признавать своим муллой, своим духовным наставникам, несмотря на отсутствие у них специального богословского образования. Эти уважаемые пожилые люди и должны быть имамами сельских мечетей, и содержать на садака-пожертвования само здание мечети. Много средств для этого не нужно.

А работать - обучать канонам веры, вести уроки в мечетях для детей и взрослых - должны уже преподаватели основ ислама, та же молодежь с дипломами медресе и исламских вузов. Один преподаватель на один район, работающий в течение всей рабочей недели. В понедельник он дает уроки в мечетях двух соседних деревень, во вторник - в двух других соседних аулов и так далее. Как правило, расстояния между татарскими деревнями небольшие. В 11 часов дня преподаватель (обязательно с дипломом, иначе недолго и до дискредитации ислама отдельными самоучками) вполне способен начать занятия в одной деревне, в 15 часов - в другой. В районах, где по 13-17 мечетей, необходимо содержать два учителя. Труд дипломированных преподавателей, естественно, и должен оплачиваться.

- Хорошо, из каких источников?

- Во-первых, за счет спонсоров. Десяти преподавателям десяти районов юга области при размере зарплаты в 5 тысяч рублей потребуется всего 50 тысяч рублей в месяц. Это не такие уж большие деньги для тех же состоятельных северян, выходцев из татарских сел юга области. Потребуется создать специальный фонд зарплаты. Во-вторых, за счет материальной помощи сельских-районных администраций. Если сельсоветы заинтересованы в том, чтобы в их деревнях росло поколение здоровых, нравственных людей, то они должны помогать учителям. В-третьих, я думаю, необходимо создавать при Духовном управлении небольшие производственные предприятия, которые бы отчисляли часть доходов на содержание учителей.

- Если не секрет, как решается вопрос с оплатой вашего труда?

- Есть предприятие, которое обеспечивает меня зарплатой.

- Несколько слов о том, как вы пришли в ислам.

- Я рос в доме через дорогу от мечети. Начиная с четырнадцати лет, стал посещать мечеть, читать намаз.

- Ваше родное Новоатьялово пользуется славой некоего исламского духовного и культурного центра.

- Ислам всегда был у нас на особом счету. Пятничные намазы в Новоатьялово не прекращали читать и в советские времена. Одной из первых в СССР, в 1990 году, была построена наша мечеть. Исключительно силами местных жителей. Поэтому в какой-то степени согласен с вами.

- Каково отношение жителей Ялуторовска к мусульманам?

- Замечательное. Основное мусульманское население у нас - татарское. Много смешанных браков. Если у местной русской семьи нет родственников татар, то обязательно есть друзья татары.

С православной церковью также сложились очень хорошие отношение. Мы тесно общаемся с руководством церкви, бываем друг у друга в гостях.

- Что же, мы желаем вам дальнейших успехов. Спасибо вам.

- И вам большое спасибо за издание очень интересной и нужной мусульманской газеты.

Ибрагим Бекдаир

Раиль-хазрат Махмутов. Родился в селе Новоатьялово Ялуторовского района в 1979 году. Окончил Российский Исламский университет в Уфе, учится заочно в факультете психологии Башкирского государственного университета, имеет медицинское образование. Женат. С 2005 года занимает должность главы мусульманской организации Ялуторовска, является имамом городской мечети.


Все статьи из этого номера

Комментарии (0)

    Оставить комментарий