X
Логин:

Пароль:
забыли?
Запомнить меня

Войти

МуслимИНФО » Репортажи » Как мы «инспектировали» сельские мечети

Как мы «инспектировали» сельские мечети

Как мы «инспектировали» сельские мечети

Мне нужно было сфотографировать для готовящегося к изданию сборника сельские мечети и имамов, глав мусульманских общин.

Уважаемый наш брат Мударис Юлдашев, к которому я обратился за помощью, без лишних слов согласился прокатить меня по татарским селам и аулам, где после перестройки заработали мечети. На следующий день он на своей иномарке был возле моего жилища в центре города.

В экскурсию по мечетям вместе с нами поехали супруга Мудариса Разия Василовна и его родственница-пенсионерка Мансуфа апа Гильманова, приехавшая погостить из Свердловской области.

Забегая вперед, скажу, что пожилая женщина была приятно удивлена большим количеством мечетей вокруг Тюмени. В Ембаево - две, в Тураево, Каскаре и далее везде. В Полевском районе, на Урале, откуда она приехала, мечетей немного.

По дороге Мансуфа апа вспоминала, как она в юности, совсем девчонкой, гоняла коров из Ишима в Тюменской области в свой  Полевской район - это 1000 километров пешком. Уральцы тогда покупали скот в Ишиме, а до места назначения, в свои колхозы, доставка КРС (крупно-рогатого скота) осуществлялась пешком.

- Дорога занимала около сорока суток, гнали стадо через леса, болота, реки, - вспоминала она. - Вашему поколению уже не видать таких трудностей, аль-хамдулиллахи...

В деревне Мотуши Ярковского района, где мы совершили первую остановку, мечеть оказалась на замке. Вокруг - ни души.

Ныне действующая мечеть Мотушей открылась в 1995 году. Существенную финансовую помощь при строительстве оказал фонд "Дар уль Бир" из Объединенных Арабских Эмиратов. Мечеть построена на самом почетном месте деревни, рядом с мемориалом в память павших в Великой Отечественной войне односельчан.

Из Мотушей наш серебристый мустанг взял курс в деревню Янтык. Мечеть там также была на замке. Прибежавший мальчишка сообщил, что хазрат  скоро придет. Приближалось время зухр-намаза. Мальчишка стал расчищать фанерной лопатой прилегающую территорию, а мы направились на соседнюю улицу, к Камилю Сабирову, одному из мусульманских активистов.

Двухэтажный срубный дом Камиля находится на берегу большого озера, известного многим тюменским рыболовам и любителям пляжных развлечений. Гостеприимный хозяин рассказал за чаем, что участок он приобретал, когда еще не был соблюдающим муслимом, а теперь и не рад. Летом вокруг дома толпы полуголых мужчин и женщин, загорать на берег приезжают очень много тюменцев, хоть на улицу не выходи, и жену с дочкой не выпускай. Народ в плавках и купальниках, подвыпив, стучится в двери, просит подать то одно, то другое. А зимой озеро усыпано рыбаками. Под окном круглосуточный рев двигателей приезжающих и отъезжающих машин.

Зухр мы совершили в Янтыковской мечети вместе с Камилем. Местный имам, проводивший намаз, к моему сожалению, не дал сфотографировать себя.

Дело в том, что перед изданием сборника по мечетям области я обращался за финансовой поддержкой проекта в правительство области. Глава комитета по делам национальностей Алексей Мальчевский ответил мне, что комитет поддержит мой проект и поможет, но нужно, чтобы в сборнике были не только фотографий мечетей, но и фото всех имамов этих мечетей.

Вообще, в вопросе с фотографированием в исторически сложившемся исламе полная каша. Одни утверждают, что фото категорически запрещено, разве что только на документ, удостоверяющий личность. Другие говорят, что ничего зазорного в них нет, снимайтесь, сколько угодно душе. Третие заявляют, что фоткаться нельзя, а вот сниматься на видео можно, потому что на видео картины движутся, а на фотографии изображение неподвижное. Углубляться в логику не будем.

Бывший муфтий Египта, шейх Мухаммад Бухейт, кстати, издал специальную фетву о том, что фотографироваться можно, это не противоречит принципам ислама. По его словам, фотографирование является не "актом творения", запрещенным в хадисе, а всего лишь зеркальным отражением реальности.

Комментируя его фетву, другой известный шейх, Юсуф Кардави, сказал, что: "Фотографирование разрешается с главным условием - "отражать" дозволенные картины. Строго запрещается фотографировать обнаженных женщин, и иные картины, возбраняемые шариатом. Если же речь идет о фотографировании детей, друзей, пейзажов природы, то здесь нет какого-либо запрета".

Снимать возбраняемые шариатом картины мне не приходило и в голову. Тем не менее, совместный проект с комитетом по делам национальностей сорвался, поскольку не все имамы позволили сфоткать себя. Будем надееться, что в будущем проект будет осуществлен.

В тот день мы посетили и ряд других мечетей. О них, как-нибудь, инша Аллах, расскажем позже.

Автор: Ибрагим Бекдаир


Все статьи из этого номера

Комментарии (0)

    Оставить комментарий