101 человек 18 декабря 2006 г. вылетели из аэропорта Рощино в Тюмени на хадж в Священную Мекку. 26 женщин, 74 мужчины и 1 малыш.
"И вот, Мы сделали этот дом сборищем для людей и надежным местом: «И возьмите себе место Ибрахима местом моления».
И Мы заповедали Ибрахиму и Исмаилу: «Очистите Мой дом для совершающих обход, и пребывающих, и преклоняющих, и падающих ниц". Коран, 2/119
Испытания
Они начались еще в аэропорту Рощино. Вылет, назначенный на девять часов 18 декабря, сначала перенесли на час, затем на два. Где-то там наверху долго не давали воздушный коридор. Люди начали волноваться. Ведь несколько лет тому назад так уже было в Тюмени, полет тогда был сорван.
- Терпение, только терпение, - говорил муфтий Галимжан-хазрат Бикмуллин паломникам. - Хадж - это испытание для всех нас. Человек, отправляющиеся в Священную Мекку должен быть смиренным и спокойно переносить все трудности, что его ожидают...
Это была седьмая поездка Галимжан-хазрата в Мекку. Трижды он уже совершал хадж, и столько же малое паломничество - "умру".
В 12 часов наконец объявили посадку. Впереди - пять часов полета. Коридор в аэропорт Шардж в Эмиратах к тому времени закрыли, пришлось садиться в 120 км от Дубаи. Здесь тюменцев, а в хадж выехали сто взрослых и один малыш, ждало очередное испытание. У шести человек оказалось не все в порядке с визовыми документами. У кого-то пропущена буква в фамилии, у другого еще что-то. Почти сутки будущих хаджиев не выпускали из аэропорта. Галимжан-хазрат тогда принял решение отправить основную группу в Мекку, до которой надо было ехать автобусом еще две сутки (2000 километров по пустыне, примерно столько же как от Тюмени до Москвы), а самому оставаться в Эмиратах и разрешать проблему. Позже, когда документы были улажены, хазрат догонял земляков на другом автобусе. На границе с Саудовской Аравией возникли следующие проблемы - там потребовали, чтобы назад пассажиры автобуса ехали в том же составе, в каком пересекают границу.
В центре монотеизма
Благословенная Мекка встретила тюменцев людским океаном. На километры расстянулись составы с сотнями тысяч жертвенных овец. Миллионы правоверных, люди различных рас и социальных слоев, приехавшие сюда, в центр Монотеизма, со всех концов планеты, заполнили улицы города и окраины так, что автобусы преодолевали расстояние, которое пешком можно пройти в течение одного часа, только за 4-5 часов. Одетые в одинаковые белые одеяния ихрама, люди тысяч национальностей, улыбаясь, приветствовали друг друга понятным каждому словом: Ас-саламуалейкум! (Мир Вам!).
- Жили мы в уютной гостинице, куда нас определили организаторы хаджа, - рассказал Галимжан-хазрат.
- Питание также организовывали они? - спросили мы хазрата.
- Нет, конечно, каждый за свой счет. На хадже люди меньше думают о пище телесной, все их мысли устремлены к Всевышнему.
- Все-таки, чем питаются паломники?
- Мы покупали в основном куринные блюда, рис, фрукты, пили чай. Цены в Мекке не слишком отличаются от наших. Очень дешевая там мобильная связь.
- Ежегодно по теленовостям сообщают о массовых гибелях на хадже. На ваших глазах происходило ли что-либо подобное?
- В этот раз, находясь в Мекке, из зарубежных СМИ мы также узнали о якобы давке возле джамарата и гибели там двухсот человек. Ничего подобного не было. Меры безопасности, с учетом опыта прежних лет, в Мекке приняты беспрецедентные. Всюду полиция, которая направляет потоки людей, не давая им смешаться. В прошлые годы трагические случаи были возле джамарата - камней, символизирующих идолов, которых верующие забрасывают камнями, отрекаясь от зла. Сейчас симолическое побивание шайтанов происходит с трех уровней (или этажей), нет такого скопления народа, как было раньше. Таваф - семикратный обход Каабы - также можно совершить с трех уровней. Совершенно свободно с верхнего этажа, если не торопиться, потому что таваф с третьего уровня занимает полтора часа времени.
Несчастные случаи, конечно, были. В том числе и с россиянами. Умерли два пожилых паломника из Татарстана. В любом месте, где собирается одновременно 4 миллиона человек, неизбежны смертельные случаи. В Тюмени, где проживает 600 тысяч население, также ежедневно гибнут люди в авариях, на пожарах, кто-то уходит из жизни по старости, по болезни. Только об этом не передается сразу же по всем мировым теленовостям.
Хаджи в памперсах
Самый юный паломник - 7-месячный Амин Сабиров, внук Галимжан-хазрата - показал себя настоящим мусульманином. Вел себя очень достойно. Не хныкал, не уползал слишком далеко, когда папа и мама совершали намаз. Только на обратном пути в Тюмень, когда начали прорезываться зубки, мальчик стал немного нервничать. Амин оставил в священном городе немало памперсов.
Обход Каабы малыш совершил на руках своего дедушки. С большим любопытством он разглядывал древнейший на земле храм. Кружась вокруг Каабы, указывал пальчиком и улюлюкал что-то известное только ему. И, конечно, известное Тому, к Кому пришли поклониться миллионы живых душ со всей планеты. Мальчик побывал во многих местах, где ступала нога Пророка Мухаммада, мир ему.
Камиль-ата
Старший по возрасту из тюменских паломников - 76-летний аксакал из Голышманово Камиль-ата Абдулов - самостоятельно совершил все обряды хаджа. Хаджиев в его возрасте вокруг Каабы обычно носят на специальных носилках. Наш уважаемый старейшина отказался от такой услуги. Он лично совершил и обряд "сай", семикратно пробежал между холмами Сафа и Марва, где тысячелетия назад металась Хаджар в поисках воды для изнывающего от жажды маленького сына Исмаила. Тюменцы уже собирались ехать в Медину, когда Камиль-ата заблудился.
- Аксакал пошел к Каабе, чтобы совершить прощальный таваф, и пропал, - рассказал Галимжан-хазрат. - Искали мы его два дня. Побывали во всех больницах города. Перепугались не на шутку, человек в возрасте, мало ли что может случиться...
В Медину тюменцы выехали без Камиля-ата. В Мекке остался искать его Усман-хазрат, один из помощников муфтия, окончивший Исламский университет в Медине и в совершенстве владеющий арабским языком.
- Усман-хазрат нашел его и привез в Медину, - рассказал Галимжан-хазрат. - Я чуть не заплакал от радости, увидев аксакала.
Чувствовал себя Камиль-ата неважно. Ему вызвали "скорую". До отъезда он лежал в больнице Медины. Поправился, и на обратном пути уже не болел.
Встречи на Арафате
Название горы Арафат так и переводится "Место встречи". По преданиям, именно здесь встретились после изгнания из Рая и долгих лет разлуки наши праотец Адам и праматерь Ева.
Именно здесь Пророк Мухаммад, мир ему, произнес свою прощальную проповедь. Здесь, на Арафате, наступает кульминация хаджа. Взрослые люди плачут, как дети, воздев руки к небу...
Галимжан-хазрат неожиданно встретил на горе дальнего родственника из Татарстана, Рамиля, с которым не виделись 34 года. На Арафате он столкнулся с Наифом абый, бывшим имамом Сургута, который несколько лет назад уже совершал хадж, но по возвращению домой затосковал по Мекке, мечтал побывать в хадже еще раз. Об этом он не раз говорил Галимжан-хазрату. Затем Наиф-абый переехал жить в Татарстан, и следы его затерялись. И вот судьба свела их на Арафате.
Пятый столп Ислама исполнили немало известных в Тюмени людей. О них мы надеемся рассказать в последующих номерах.
Комментарии (0)