X
Логин:

Пароль:
забыли?
Запомнить меня

Войти

МуслимИНФО » Страницы истории » АСТАНА БАИШЕВСКАЯ

АСТАНА БАИШЕВСКАЯ

АСТАНА БАИШЕВСКАЯ

Кто на самом деле нашел здесь последний приют?

Ремезовская летопись о погребении татарами Ермака:

...и погребли по своему обычаю на Баишевском кладбище под украшенной сосной. А панцири его разделили пополам: один отдали в дар Белогорскому идолу, а взял его князь Алач, тот был по всем городам известен; 2-й отдали Кайдаулу мурзе <...> Кафтан же взял Сейдяк царь, а пояс с саблей дали Караче. И собрали абызам на поминки 30 быков, 10 баранов и начали совершать жертвоприношение по своему обычаю...

 

История изучения

Астана известна по публикации Катанова [1904], как мавзолей шейха Хакима «из детей имама Шафии», находящийся на Баише.

По информации, полученной в результате перевода вновь выявленного документа - рукописной «грамоты хранителя Юрумской Астаны», она фигурирует как мавзолей Хакима шейха газиза. В источнике также добавляется, что «меккинские мужавиры говорили: кто посещает могилу Хаким хазрата, тот получит уважение паломника в Мекку. Он был из потомков имама Шафиги рахматуллахи» [Рахимов, 2004].

Данная Астана, известная среди татарского населения, как «Хаким-ата Астана» (имеется еще одно, неофициальное название памятника – Бакырган авыл), выделяется как самая почитаемая среди аналогичных святилищ.

Семикратное посещение Астаны Хаким-ата якобы приравнивается к хаджу в священную Мекку. Связано это с высоким статусом Сулеймана Бакыргани, более известного под именем Хаким-Ата (ум. в 1186 г. в Хорезме), который, якобы, возглавлял группу миссионеров, посланных шейхом Багаутдином (Ходжа Багауддином) для обращения в ислам сибирских татар.

На самом деле Астана является псевдозахоронением Сулеймана Бакыргани, считающегося прямым преемником знаменитого туркестанского суфия Ходжи Ахмада ал-Йасеви (Ахмеда ал-Йасави). Согласно житию Хаким-Ата, его могила 40 лет находилась под водой вышедшей из берегов Амударьи, а когда вода ушла, то уже никто и не помнил, где была эта могила. Нашел ее по знамению самого шейха некий купец – Джеляледдин-ходжа (Чалалетдин-ходжа), которому Сулейман Бакыргани будто бы явился во сне, указав на место своего упокоения, и сказал: «Построй же на моей могиле мазар. Сам поселись рядом. Будь нам соседом!».

Пока не установлено, кто из преподобных «открыл» могилу Хаким-Ата в далеком сибирско-татарском селении Баиш, но к помощи Чалалетдин-ходжа обращается местное население, а его могила находится по соседству с Астаной Хаким-Ата.

Из легенды, приведенной в «Хорографической чертежной книге Сибири» С.У. Ремезова, известно, что невдалеке от священной рощи (и Астаны Хаким-ата) татарское население похоронило Ермака.

Данной Астане приписывается также способность излечивать глазные болезни и нервно-психические заболевания.

 

Описание памятника

До 1940-х гг. на месте данной Астаны стоял старый полуразрушенный шестиугольный сруб, который был заменен новым в 1954 г. по инициативе А. Сайфуллина. Современное надмогильное сооружение было установлено около 1990 г. на пожертвования местных жителей и посетителей объкта из других районов.

Памятник находится в 1,6 км к северо-западу от д. Баишевская, в 180 м к северо-востоку от р. Иртыш и в 200 м к югу от автодороги Тобольск-Баишевская. Астана расположена на правом берегу р. Иртыш, в северо-западной части смешанного леса (ель, береза, кедр, сосна), в противоположной части которого находится деревенское кладбище.

В комплекс памятника входят надмогильное сооружение (сруб), место для отдыха посетителей и ограда. Сруб сосновый, шестиугольный, в 6 венцов, рубленный «в чашку», уложен прямо на землю. Концы бревен стесаны по бокам. Сруб был покрашен белой краской, следы которой лучше всего сохранились на торцах бревен. Пространство внутри сруба заросло мелким кустарником и травой. Длина грани сруба 6 м, высота сруба – 1,2 м. В 1 м от юго-восточной стороны сруба установлен металлический шест высотой около 2 м с металлическим полумесяцем на вершине, окрашенным в серебристый цвет.

Астаной местное население считает не только сам сруб над могилой Хаким-Ата, но и все кладбище в целом, поскольку согласно местным преданиям здесь покоится прах 10 святых в том числе Хуппи-Хуча, считающегося сыном Хаким-Ата, а так же Амбар-Ана, являющаяся по преданию женой Хаким-Ата, за помощью к которой обращались бездетные женщины, а так же Чалялетдин-Хуча. Традиция почитания всего кладбища за Астану сложилась довольно давно и не является инновацией современности.

Некрополь окружен деревянным забором, представляющим собой округлый замкнутый периметр с калиткой. Забор изготовлен из широкого штакетника с деревянными перекладинами, врубленными в круглые деревянные столбы. Диаметр ограды около 15 м, высота 1 м.

Внутри забора, с юго-восточной стороны сруба, на расстоянии 3 м. установлена для отдыха посетителей небольшая деревянная скамья и стол из досок. К мавзолею через участок леса около 50 м ведет расчищенная дорога шириной 2-3 м. В пределах ограды памятника деревья также отсутствуют.

 

Смотрители памятника

Должность астана караучи (шык) баишевской Астаны в течение длительного времени передавалась по наследству. Хранителем Астаны в настоящий момент является Н. Шихова (1936 г.р.), до нее хранителем являлась ее мать С.С. Хучашева (1913 г.р.), которая в свою очередь приняла эту должность от отца

Грамота хранителя до настоящего времени не сохранилась, но имеются воспоминания о ее былом существовании.

Предметом охраны является культовое место сибирских мусульман как место поклонения. Объект охраны включает весь комплекс построек и природный ландшафт.

 

Предложение: Согласно статьи 2. Закона Тюменской области «О государственной охране, сохранении и использовании объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Тюменской области от 16 февраля 2004 г. № 204 считаем, что по степени историко-культурной ценности рассматриваемый объект определенно соответствует категории – объект культурного наследия федерального значения. Установить охранную зону и постараться ввести в ее состав окружающий ландшафт. Считаем, что охране подлежит весь некрополь в целом.

Материал предоставлен газете Институтом гуманитарных исследований Тюменского государственного университета.


Все статьи из этого номера

Комментарии (0)

    Оставить комментарий