X
Логин:

Пароль:
забыли?
Запомнить меня

Войти

МуслимИНФО » Аналитика » Бидга, что же это такое?

Бидга, что же это такое?

Бидга, что же это такое?

Поводом для написания данной статьи стало мнение, существующее в мусульманском мире, заключающееся в том, что традиционно проводящиеся мусульманами собрания на 3, 7, 40 и т. д. дни после смерти мусульманина, являются «бидга».

А что же такое «бидга»? Как его понимать и как к нему следует относиться?

Слово «бидга» в арабском языке означает «новое, беспрецедентное дело, указывающее на талантливость и совершенство совершающего его». Поэтому одним из атрибутов Всевышнего Аллаха является «Бадиг». В Священном Коране говорится:

«...Он - Первосоздатель («Бадиг») небес и земли..»

Терминологическим значением «бидга» является приписывание религии того, чего никогда в ней не было, поэтому самым кратким определением «бидга» является внесение в религию того, что не имеет к ней никакого отношения.

«Бидга» в религии считается большим грехом, и в запретности его нет никаких сомнений. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Любое нововведение есть бидга, и каждое бидга есть заблуждение, а каждое заблуждение - в огне.» («Муснад Ахмад» т.4., стр. 126-127).

Единственным важным моментом в вопросе нововведения является то, чтобы понятие религиозного нововведения получило всеобъемлющее и в то же время исключающее какие-либо дополнения определение, для того, чтобы религиозные новшества отличались от других. Поэтому, для постижения сути нововведения, следует обратить внимание на два важных момента:

1). Бидга - это некий вид внесения изменений в религию путем прибавления или убавления религиозных законов. Поэтому, новшество, которое не будет иметь никакого отношения к религии, а будет иметь связь с мирским и обычным вопросом, не будет считаться терминологическим «бидга» (даже если законность будет обусловлена тем, что упомянутое новшество не будет запретным с точки зрения шариата). Например, человек, с точки зрения жилья, одежды и других житейских принадлежностей, всегда стремится улучшить и обновить свою бытовую жизнь. В особенности в наше время обычные средства связи людей претерпели большие преобразования, так, к примеру, появились новые  виды спорта и отдыха. Разумеется, что все это «бидга» ( в значении новшества), но не имеет никакой связи с понятием «бидга» в религии. Единственное, как было уже сказано, их дозволенность и использование зависит от того, чтобы они не противоречили религиозным законам и постановлениям. Например, нахождение мужчины и женщины, без соблюдения исламских норм  одеяния, в одном месте при проведении различных мероприятий запрещается, но не считается «бидга», так как присутсвующие на них люди не ведут себя так из-за того, что Ислам одобрил такое поведение, а порой, делают все это с мыслью о том, что такое поведение противоречит исламским нормам - по причине  неповиновения религиозным предписаниям. Поэтому иногда они, осознав это, принимают решение больше не участвовать в подобных мероприятиях.

К примеру если какая-нибудь нация определит для себя какой-нибудь день праздником, но не из-за религиозного указания, то он не будет считаться «бидга», хотя дозволенность или запретность этого дела должна подвергнуться детальному изучению с других сторон.

Отсюда становится ясно, что многие новшества в области искусства, культуры, спорта, технологий и т.д. находятся за пределами религиозного «бидга», и то, что касательно них выносится на обсуждение - то это вопрос об их дозволенности или запретности с других сторон, что тоже имеет свои особые критерии.

2). Суть «бидга» в религии возвращается к тому, что нечто совершается под предлогом некоего закона, на который религия дала указание, хотя на самом деле никаких основ или правил для его законности в шариате не существует. Но, если какое-либо дело, совершаемое человеком под предлогом религиозного действия, будет иметь религиозное доказательство, то оно не будет являться «бидга».

Ибн Хаджар Аскаляни, известный ученый, сказал: «Бидга - это то, что появилось после Посланника Аллаха (да благословит его аллах и приветствует) и не имеет под собой законной шариатской основы, а то, что имеет под собой основу, подтвержденную шариатом, то не будет считаться «бидга».

Да, каждый раз, когда мы относим к шариату какое-либо действие, обоснованное частным доказательством или общим правилом, то, несомненно, оно не будет считаться «бидга». «Обоснованное частное доказательство», приводимое для дозволенности или запретности какого-нибудь дела, не нуждается в разъяснении, а важно разъяснить, что значит «общее правило», так как возможно, что некое действие внешне будет казаться новшеством и беспрецедентным случаем в истории Ислама, но вместе с тем будет обосновано правилом, принятым Исламским законом в общем виде. Для примера можно привести общую воинскую обязанность, распространенную во многих исламских странах. Призыв на военную службу молодых парней под видом «религиозной обязанности» хотя и кажется чем-то новым, но так как такой призыв имеет под собой религиозную основу, он не будет считаться «бидга». В Священном Коране сказано: «... И приготовьте протих них сколько сможете силы...» (сура «Трофеи», аят 60).

Конечно, вследствие социально-политических преобразований, общее военное положение и служба для парней способствует наибольшей подготовке для противостояния выжидающему врагу и соблюдение благословенного аята в наше время требует от нас именно такого дела.

С данным пояснением разрешаются многие пустые сомнения, сковывающие по рукам и ногам некоторых людей. Так, например, большинство мусульман мира празднично отмечают день рождения благородного Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а некоторая часть мусульман называет это событие «бидга», хотя согласно сказанному выше, критерий «бидга» вовсе не соответствует ему. Поскольку, даже если предположить, что в шариате ничего не сказано о таком виде почитания и уважения Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), то выражение любви к дорогому Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) является одним из бесспорных принципов Ислама, и подобные мероприятия, по своей сути, являются воплощением этого общего принципа. Благородный Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) изволил сказать: «Никто из вас не уверует до тех пор, пока я не стану для него более любимым, чем его имущество, семья и все люди вместе взятые.»

Разумеется те, кто в день рождения Пророка (мир ему и благословение Всевышнего) проявляют радость и организовывают праздничные мерприятия, причем не потому, что проведение праздника в этот день предписано Исламом, и указание на проведение его точно в том виде, в котором он существует сегодня, существует в шариате, напротив, они убеждены, что проявление любви к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) является одним общим принципом, о котором неоднократно говорится в Священном Коране и достоверной Сунне.

Этот принцип может проявляться в различных сферах индивидуальной и социальной жизни мусульман. Празднование знаменательных дат несет в себе характер напоминания о ниспослании милости и благословения Господа в эти дни и выражения благодарности Ему.

Подобное было и в предыдущих религиях, так как в Священном Коране ясно говорится, что Иисус (мир ему) попросил у Аллаха о ниспослании небесной трапезы, чтобы день ее ниспослания он и его ученики, а также следующие поколения, отмечали праздником:

«Сказал Иса, сын Марьям: «О, Аллах, Господь наш! Низведи нам трапезу с неба. Это будет праздником для первого из нас и для последнего, и знамением от Тебя. И даруй нам удел, Ты - лучший из дарующих удел!» (сура «Трапеза», аят 114)

Как уже говорилось, «бидга» - это внесение изменений в религию, на которые в шариате не существует никаких (частных или общих) достоверных доказательств. И в заключении добавим, что «бидга» в значении «недозволенные внесения изменений», всегда было запрещенным делом. Всевышний говорит: «Скажи: «Аллах дозволил вам это или же вы возводите на Аллаха напраслину.» (сура «Юнус», аят 59)

В этом случае будет неправильным разделение «бидга» на запрещенное и дозволенное или плохое и хорошее. Да, бидга в его общем лексическом значении в значении «нововведения в житейских делах» без соотнесения его с религией, может иметь различные виды и входить в одну из пяти шариатских указаний: ваджиб (обязательное), макрух (нежелательное), харам (запретное), мустахабб (поощряемое), мубах (дозволенное).

Исходя из вышесказанного, применимо ли это определение по отношению к поминальным собраниям мусульман? Давайте рассмотрим. Разве Посланник Аллаха  (мир ему и благословение Всевышнего) не просил у своего Господа прощения грехов для мусульман? Разве Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) не собирался вместе с мусульманами и не читал Коран? Разве он (мир ему и благословение Всевышнего) не кормил близких, соседей, нуждающихся? Разве он (мир ему и благословение Всевышнего) не давал садака? И разве каждый из нас, кто считает себя верующим человеком, не хочет, чтобы после нашей смерти наши дети, братья, сестры, родственники собрались все вместе и просили прощения наших грехов? Или все мы святые, безгрешные? Никакой нормальный человек не скажет «Нет», только безбожник. Но любой скажет: «Да, я нуждаюсь в том, чтобы за меня делали ду'а». Разве за чтение Корана, ду'а, за то, что один накормил другого нет вознаграждения от Аллаха? И разве те, кто сделал это и участвовал в этом не могут просить Всевышнего о передаче этого вознаграждения умершим, которые при жизни называли себя мусульманами? И разве не дойдет это до них, если они действительно были верующими? Один из ученых исламского мира Ибн Таймия пишет в своей книге: «Подобно тому, как садака и дуа достигают умерших, так же и вознаграждение (саваб) за любое поклонение достигает умершего, является ли он или нет родственником того, кто посвятил ему вознаграждение.» [Ибн Таймиййа, Маджму аль-фатава, Т. XXIV, с. 367].  И разве такие собрания не будут являться напоминанием о смерти нам, живым, которые еще не перешли в «мир иной», которые иногда забывают о смерти, гоняясь за преходящими благами этой жизни? И разве такие собрания не являются самым подходящим местом и временем для проповеди и увещевания? Ведь мечеть пока мало кто посещает, а на подобные мероприятия приходят все родственники, близкие, знакомые и друзья. И будет грешно перед Аллахом не воспользоваться этим благоприятным моментом для того, чтобы достучаться до сердец и попытаться донести слово Божие. И быть может, кто-нибудь изменит программу своей жизни, мировоззрение и перейдет от «этнического Ислама» к Исламу в делах, поступках и образе жизни.

И те, кто отрицают дозволенность подобных мероприятий смотрят на «вывеску» и «борются с цифрами», не видя за ними содержания, которое является истинно исламским.

Хвала Всевышнему Господу миров!

Автор: Амир Балдин, руководитель отдела просвещение Тюменского казыята ДУМАЧР


Все статьи из этого номера

Комментарии (0)

    Оставить комментарий