X
Логин:

Пароль:
забыли?
Запомнить меня

Войти

МуслимИНФО » Репортажи » В Заболотье ждут непьющего муллу, в Аремзянах не дают открыть мечеть, в надцы дом бога держится на женщинах

В Заболотье ждут непьющего муллу, в Аремзянах не дают открыть мечеть, в надцы дом бога держится на женщинах

В Заболотье ждут непьющего муллу, в Аремзянах не дают открыть мечеть, в надцы дом бога держится на женщинах

Деревня Вармахли находится в сердце Заболотья, в двадцати километрах от Лайтамака, если ехать по зимнику. Летом расстояние между деревнями увеличивается до шестидесяти километров, потому что приходится добираться по воде. В Вармахли - 18 домов.

Главе Тюменского казыята Фатыху-хазрату Гарифулину, совершавшему рабочую поездку по деревням Тобольского района, крупно повезло. Перед самым его приездом, за день до выборов депутатов областной думы, прочистили дорогу от Лайтамака к Вармахли, и машина прошла по зимнику без лишней остановки. Пройдет день-два и здесь уже будет не проехать.

Почтальон деревни Лайтамак Фарзана Нариманова, сопровождавшая казыя в поездке, рассказывала по дороге, что раньше Вармахли было крупным населенным пунктом, центральной усадьбой, здесь был зверопромхоз, леспромхоз, хорошая дорога, свет горел дольше, работала начальная школа. Сейчас сельсовет перевели в Лайтамак, школу закрыли, потому что стало некому учиться.

- Не рожают детей? – спросил хазрат.

- Сейчас вроде бы начали рожать, но эти дети еще совсем маленькие для школы, да и рожать-то  почти некому, в основном пенсионеры остались...

В Вармахли Фатых-хазрат первым делом направился к старейшей жительнице села Сиюнбика Омар кызы, чтобы выразить ей свое почтение.  Затем делегация поехала на местное кладбище, чтобы прочитать ду,а. Об этом Фатых-хазрата попросили местные жители. Оказалось, что за несколько дней до приезда Гарифуллина в Вармахли скончалась одна из пожилых жительниц, и не оказалось человека, который бы достойно проводил ее в последний путь по всем мусульманским обычаям, предписанным самим Пророком Мухаммадом, мир ему. Слова Священного Корана над могилой прочитал человек, который находился под градусом. Это сильно угнетало родственника пожилой женщины, и поэтому он очень обрадовался приезду хазрата, попросил прочитать молитву у могилы.

По словам местных жителей, у них проблема с проводами ушедшего в иной мир. Нет муллы. В округе еще четыре деревни – это Лайтамак, Топкинбаш, Топкины, Янгутум. Не так давно была еще и деревня Чимкуль, находившаяся в шести километрах от Вармахли, но там уже никого не осталось. О том, что раньше здесь жили люди лишь напоминают покосившиеся старые строения, которые еще не успели утащить на дрова. Есть еще в Чимкуле астана шейха.

- Умирает человек, и жаназу ему некому прочитать, - говорили люди. – Нам бы муллу непьющего, хотя бы одного на пять деревень.

- Почему бы вам тогда не послать кого-нибудь на учебу в медресе? – спросил Фатых-хазрат. - Мы с удовольствием поможем поступить на учебу.

- А кто поедет-то! Многие выпивают, есть тут у нас непьющий парень, Арифулла, он и книги читает мусульманские, вот если бы он поехал…

Когда-то в Вармахли была своя мечеть. После революции ее превратили в клуб. Нынче уже только старшее поколение помнит, где она вообще находилась. Народ в Вармахли, как и в Лайтамаке, живет рыбалкой, сбором дикоросов. Здесь самые клюквенные места.

В прошлом номере мы рассказывали, что в Лайтамаке сейчас строится мечеть под руководством тоболячки Шарифы Бабаевой. У нее в деревне несколько учениц и учеников. Есть надежда, что к их взрослению жизнь круто изменится в пяти деревнях Заболотья, исчезнет навсегда из жизни людей спиртное, которое очень не украшает населенные пункты с преимущественно мусульманским населением. Около двух лет назад жительница Лайтамака, проживавшая в то время в Ачирах, пьяная насмерть заморозила в лесу своего маленького сына, второго ребенка оставила инвалидом. Должна жизнь измениться. Ведь здесь еще помнят, что их предки в стародавние времена бежали сюда в глушь, чтобы сохранить ислам, бежали от насильственного крещения. Сейчас самое время, чтобы измениться. Время возрождать ислам и рожать детей, да побольше. Правительство России создало все условия для матерей, как говорится, предоставило тридцать три удовольствия. Об этом говорили в машине с казыем по дороге от одной деревни к другой.

А народ в Лайтамаке живет ох какой талантливый и целеустремленный. Отсюда лыжница Альфия Баширова, занявшая первое место на соревновании «Лыжня России-2007». Она учится на первом курсе физкультурного отделения ТГУ.

- У нас живут еще две знаменитые юные лыжницы - Динара Абдуллина и Гульнур Баширова, - сообщили казыю в Лайтамаке.

В прошлом номере мы также рассказывали, точнее, публиковали письмо Ахмада-хаджи Тажиева о непростой ситуации в Нижних Аремзянах. Местную мечеть здесь закрыли на замок, Ахмад-хаджи добивается ее открытия. Накануне приезда Фатых-хазрата, который решил оперативно отреагировать на письмо, Ахмад-хаджи пригласил односельчан на общее собрание. Проходило собрание в местной школе. К сожалению, достичь компромисса на нем не удалось. Мужчина, у которого находились ключи, наотрез отказался открывать мечеть до приезда в Аремзяны пожилого человека, который живет в Ханты-Мансийском округе и приезжает на лето в Нижние Аремзяны, выполняет здесь функции местного имама. На собрание, в основном, пришли люди, помогавшие строить мечеть, вкладывавшие средства в строительство. Среди собравшихся были и сторонники открытия мечети и противники, точнее, не противники открытия вообще, а сторонники открытия мечети только после приезда пожилого имама.

Так как дело было в пятницу, после собрания поехали на джума-намаз в мечеть соседнего села Надцы. Оказалось, что в Надцах уже другая проблема, так сказать, противоположного характера. В Надцах нет мужчин, которые бы возглавили джума. На намаз приходят только женщины. Мусульманской общиной руководит Рита-ханум Начимитдинова. Надо отдать должное мусульманкам Надцы. В их мечети идеальный порядок и чистота, растут комнатные цветы, небольшая аккуратная библиотека, уголок мусульманской прессы, информационный стенд, шкафчик с посудой чаепития. Сама мечеть недавно выкрашена в зеленый цвет, установлены красивые новые резные наличники. Теперь бы сюда людей.

- Не идет молодежь в мечеть, предпочитает пить пиво, не можем мы пока убедить молодое поколение, - говорили женщины.

Будем надееяться, что и в Надцах мечеть заживет полной жизнью, как в деревне Киндер Нижнетавдинского района, как в соседних Сабанаках, ведь и Москва не сразу строилась. Семь десятилетий запрещали верить. Не одно поколение выросло при атеизме. Серьезные аналитики говорят, что времена запретов больше уже не вернутся. Самый трудный рубеж пройден и остался далеко позади.


Все статьи из этого номера

Комментарии (0)

    Оставить комментарий