История изучения
Астана известна по публикации Катанова [1904], как мавзолей шейха Баграма «из внуков Сеид-аты», находящийся в Вагае.
По информации, полученной в результате перевода «грамоты хранителя Юрумской Астаны», она фигурирует как мавзолей шейха Бахрама Гали «из потомков Хусаен-ата», находящаяся так же в Вагае [Рахимов, 2004].
Местные жители называют погребенного Баграм-ата. Астана находится на окраине деревенского кладбища, где по легенде похоронены также 12 полководцев хана Кучума.
Во времена коллективизации, когда производилась вырубка строительного леса на территории сельского кладбища, сосна второвагайской Астаны была сохранена местными жителями, несмотря на активную антирелигиозную пропаганду властей. Одним из показателей высокого статуса погребенного среди населения считается наличие на древней могиле хорошо сохранившегося холма, тогда как на месте обычных захоронений остаются западины.
Описание памятника
По преданиям, в начале ХХ в. на данной Астане находился деревянный шестиугольный сруб. В настоящий момент следов деревянного сооружения не сохранилось. Ориентиром памятника все это время являлась большая сосна, выдающаяся своими размерами среди окружающих деревьев. Высаживать деревья в изголовье могил является древней традицией сибирских татар. Второвагайская Астана находится в черте одноименного поселка, в 9,4 км к северо-западу от районного центра с. Вагай, в 8,8 км к юго-западу от с. Бегишево и в 150 м к северу от р. Иртыш. Памятник расположен на правом берегу р. Иртыш, в старой части кладбища с. Второвагай, в смешанном лесу (сосна, береза, пихта, осина).
На момент обследования Астана сохранилась в виде холма, овальной в плане формы, размерами 3 х 5 м, высотой около 0,5 м и ориентированного по линии север-юг. С северной стороны могильной насыпи растет старая сосна диаметром более 1 м, которую можно считать датирующим предметом захоронения. На западном краю холма растут две молодые пихты. Некрополь окружен другими захоронениями старого происхождения, которые фиксируются в виде небольших насыпей с западинами.
Памятник не огорожен отдельной оградой, так как все кладбище по периметру обнесено высоким забором из сетки-рабицы.
Смотрители памятника
Должность астана караучи (шык) в настоящий момент исполняет мулла с. Второвагай С.К. Аитмухаметов (1925 г.р.). До него хранителем являлся Х. Усманов (ум. в 2004 г.). Грамота хранителя (сачера рисале) не сохранилась, а воспоминаний о ее существовании нет.
Предметом охраны является место захоронения мусульманского миссионера.
Предложение
Согласно статьи 2 Закона Тюменской области «О государственной охране, сохранении и использовании объектов культурного наследия в Тюменской области от 16 февраля 2004 г. № 204, считаем, что по степени историко-культурной ценности рассматриваемый объект соответствует категории – объект культурного наследия регионального значения.
Библиография:
* Катанов Н.Ф. 1904. О религиозных войнах шейха Багауддина против инородцев Западной Сибири // ЕТГМ. Вып. XIV. С. 1-28.
Рахимов Р.Х. Новые документальные источники по истории сибирских татар //Сибирь на перекрестье мировых религий. Тезисы II межрегиональной научно-практической конференции. Новосибирск. (В печати).
Комментарии (0)